Развивающая среда дошкольного детства в стационарах медицинских учреждений

В 2018 году на флагманской площадке проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» началась системная работа с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, в рамках московской модели госпитальной педагогики.

“Медицинские показания, протоколы лечения могут приводить к формированию особых образовательных потребностей детей и задавать гибкость организационно-управленческой модели госпитальной школы, в том числе в отношении состава и приоритетного удовлетворения индивидуальных особых потребностей при обучении ребенка в условиях медицинского стационара” / С.В. Шариков // Альманах института коррекционной педагогики. - 2020. - №40.

Шариков Сергей Витальевич

В сложившейся практике работу с детьми дошкольного возраста осуществляли воспитатели медицинских учреждений, состоящие непосредственно в штате детских больниц. Такая работа не носила системный характер, не предполагалось решение педагогических задач, все мероприятия сводились к осуществлению присмотра и ухода за детьми в разновозрастной группе. В игровых комнатах отделений детей не организовывали по возрастным группам для проведения развивающих занятий, не ставились конкретные цели и задачи по обучению, социализации и подготовке к школьному обучению.

Главная цель российского образования - “воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций” (Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российскй Федерации на период до 2024 года”). Эта цель является главной целью в работе дошкольного отделения проекта «УчимЗнаем».

За прошедшее время педагоги дошкольного образования под руководством методистов проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» осуществляют целенаправленную деятельность с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, по ключевым направлениям основной образовательной программы дошкольного образования Российской Федерации:

  • создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями с учетом разнообразия периода детства;
  • развитие игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей с учетом возрастных особенностей;
  • развитие умений детей дошкольного возраста в сфере коммуникации, участия в совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, позитивная социализация;
  • формирование основ читательской, математической, естественно-научной грамотности и предпосылок учебной деятельности;
  • формирование эффективной предметно-пространственной среды, объединяющей традиционное игровое оборудование, современные интерактивные средства, цифровой контент и инновационные методические разработки для организации различных видов образовательной деятельности;
  • обеспечение возможности участия детей дошкольного возраста и педагогов дошкольных групп в городских образовательных проектах в сфере дошкольного образования.

Во всех подразделениях проекта работают воспитатели – педагоги дошкольного образования. Все специалисты проходят обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации “тьютор” - специалист в области сопровождения детей, находящихся на длительном лечении, при получении образования в медицинском стационаре.

Специалисты дошкольного отделения флагманской площадки
проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»

smirnova-liliya-ildarovna
Смирнова Лилия Ильдаровна

координатор социально-образовательных программ для детей дошкольного возраста

d6c18f3aefd74135380fc35f9d3a3b4b
Митягина Анастасия Игоревна

тьютор (дошкольное образование)

02c53150edade0faa3c605bcb1ece44a
Лунева Анастасия Васильевна

Тьютор(дошкольное образование)

maksimova-marina-viktorovna
Максимова Марина Викторовна

тьютор (дошкольное образование)

130c5e9c44fe91e0756f0b31d7f37a7f
Мишина Анфиса Васильевна

Тьютор(дошкольное образование)

surkova-valentina-vyacheslavovna
Суркова Валентина Вячеславовна

тьютор (дошкольное образование)

d3377380f405d5246480a3b933cc8c5a
Фролова Мария Юрьевна

Тьютор(дошкольное образование)

a730356a271162c97499a6f9ebe180e0
Крылова Ольга Игоревна

тьютор (дошкольное образование)

7104c5b20f87e1c6eaaff0281ff3ffc1
Карих Наталья Викторовна

Тьютор(дошкольное образование)

06f9375a95fe6ad92ecd76f0fedbe8c4
Голидонова Татьяна Сергеевна

Тьютор(дошкольное образование)

Основные направления работы дошкольного отделения:

Чемпионат рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников, на котором проверяются и формируются актуальные знания, умения и навыки KidSkills.

Площадка: Российская детская клиническая больница

Дети: Мурадян Давид (6 л.), Атоян Арина (6 л.), Мусатов Владислав (7 л.) - полуфиналисты в компетенции “Инженерия космических систем 5-7 лет”

Педагог: Мишина А.В.

Международный математический конкурс «Ребус»

Площадка: Российская детская клиническая больница

Дети: Мурадян Давид (6 л.), Атоян Арина (6 л.), Молчанов Александр (7 л.), Козьменко Ксения (6 л.) - дипломы 1 степени, Худотеплова Валерия (6 л.) - диплом 2 степени.

Педагог: Мишина А.В.

Международный конкурс «Лисенок»

Площадка: ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Минздрава России

Дети: Мохначева Полина (6 л.), Алимурзаев Салават (6 л.), Лебедева Катя (6 л.)

Педагог: Фролова С.А.

Всероссийский конкурс чтецов «Открытые ладони»

Площадка: ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Минздрава России

Дети: Кандаурова Надежда (5 л.)

Педагог: Фролова С.А.

Специалисты дошкольного отделения принимают участие во всех ключевых мероприятиях на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем».

Участие в организации и проведении стажировочных сессий с целью обмена опытом с региональными площадками проекта в субъектах Российской Федерации

В 2021-2022 учебном году специалисты выступают с докладами, мастер-классами в рамках:

Региональной стажировочной сессии «УчимЗнаем» - Заботливая школа – Москва – Удмуртская республика» Дата проведения: 1-2 ноября 2021 года

Место проведения: НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, г. Москва, ул. Саморы Машела, 1

Сотрудники дошкольного отделения, задействованные в организации и проведении: Смирнова Л.И, Фролова С.А.

Мероприятие: Круглый стол «Дошкольное образование в госпитальной школе».

Frame 32

Региональной стажировочной сессии «УчимЗнаем» - Заботливая школа – Москва – Норильск»

Дата: 7-8 февраля 2022 года

Место проведения: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, г. Москва, Каширское шоссе, 23

Сотрудники дошкольного отделения, задействованные в организации и проведении: Смирнова Л.И, Фролова С.А.

Мероприятие: Круглый стол «Дошкольное образование в госпитальной школе».

Frame 32

Межрегиональная конференция "УчимЗнаем" Заботливая школа - Республика Саха (Якутия)"

Дата: 7-21 мая 2022 года

Мероприятие: Академическая реабилитация. Организация обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому".

Участие в научно-методической работе, научно-исследовательской деятельности, организации и проведении практик обучающихся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по программам магистратуры

В рамках нашего взаимодействия с Московским городским педагогическим университетом реализуются программы профессиональной переподготовки, проводятся различные мероприятия и акции, организуются совместные проекты, практики студентов и аспирантов.

Участие специалистов дошкольного отделения:


Участие в программе профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе “Психология и педагогика инклюзивного образования” - Смирнова Л.И.


Проведение семинара для магистрантов 2 курса направления “Госпитальная педагогика” по дисциплине “Дистанционные технологии и электронное обучение в госпитальной педагогике”. Мишина А.В. - “Знакомство с дошкольным детством в медицинском учреждении”.


С момента создания проекта госпитальных школ России “УчимЗнаем” в 2014 году Московский государственный психолого-педагогический университет активно участвует в работе междисциплинарной команды по практическому решению проблем обучения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах и на дому. В рамках взаимодействия реализуется магистерская программа “Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями”.

Участие специалистов дошкольного отделения:


Проведение практики для магистрантов 1 курса направления “Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями”.


Смирнова Л.И. “Дошкольное образование в условиях медицинского стационара”.


Мишина А.В. “Знакомство с дошкольным детством в медицинском учреждении”.


Коллективы методического объединения принимают участие в вебинаре совместно с компанией Мобильное электронное образование “Использование цифровых ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, проходящими длительное лечение”.

Спикеры:


Смирнова Лилия Ильдаровна


Суркова Валентина Вячеславовна


Участие педагогов проекта госпитальных школ России в Третьей Московской Международной научно-практической конференции «Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника» Московского городского педагогического университета посвященной Дню дошкольного работника 27 сентября 2022 года.


Конференция стала площадкой для обсуждения современных трендов в области дошкольного образования, взаимодействия разработчиков современных технологичных образовательных решений для дошкольников, исследователей и практиков дошкольного образования.


В треке «Инклюзивные практики в дошкольном образовании» с темой доклада "Цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста, проходящими длительное лечение в условиях медицинского стационара" педагогом госпитальной школы был представлен практический опыт работы с такими цифровыми образовательными технологиями, как: Мобильное Электронное Образование, платформа LearningApps, виртуальная доска Jamboard. Педагог также представил опыт работы с "Живой книгой "Пиццетино"".


Спикер: Суркова Валентина Вячеславовна

Ссылка на трансляцию (время доклада Сурковой В.В. 7.50-29.25)

Совместные социально-образовательные инициативы

Развивающий курс “ФудСовет для малышей"

Развивающий курс на основе настольной игры про создание еды - интересные занятия, которые объединяют в себе возможности изучить интересную и развивающуюся сферу рынка, научиться создавать и презентовать свой продукт, развить гибкие навыки, столь необходимые в современном обществе, и сделать это в интересной форме.

Начало сотрудничества: 2021-2022 уч.г.

Площадки: НМИЦ, РОНЦ, РДКБ

Педагоги: Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В.

Федерация детского гольфа

Начало сотрудничества: 2020-2021 уч.г.

Площадки: НМИЦ, РОНЦ, РДКБ, социальная гостиница “Добрый дом”, ЛРНЦ.

Педагоги: Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В., Суркова В.В., Лунёва А.В.

Frame 32

Виртуальные экскурсии в музеи и усадьбы: “Государственный исторический музей”, музей “Ясная поляна”, “Музей мирового океана”, “Музей космонавтики”, “Музей победы”.

Начало сотрудничества: 2021-2022 уч.г.

Площадки: НМИЦ, РОНЦ, РДКБ, Добрый дом, ЛРНЦ.

Педагоги: Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В., Суркова В.В., Лунёва А.В.

Проект “Детское лебединое”- образовательная инициатива Государственного Эрмитажа,
посвященная искусству балета и 180-летию Петра Ильича Чайковского.

Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах

1. VIII Метапредметная олимпиада «Московский учитель»

Педагоги: Мишина А.В., Лунева А.В., Липейко А.И.


2. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы «Формула воспитания 2021»

Смирнова Л.И. 2020 г. - Призер фестиваля-конкурса педагогического мастерства “Формула воспитания 2020”; 2021 г - участник городского конкурса педагогического мастерства “Формула воспитания-2021”.


3. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы «Мир дошкольника - первый опыт 2021»

Фролова С.А. 2021 г. - Призер городского конкурса педагогического мастерства “Мир дошкольника - первый опыт 2021 г в номинации Речевое развитие.”


4. Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы», трек «Воспитатель года Москвы-2022».

Фролова С.А. – 1 этап, выход в полуфинал

XI Педагогические чтения «заботливая школа» флагманской площадки проекта госпитальных школ России “УчимЗнаем”

С 24-26 марта свои навыки представления практико-ориентированных методических разработок демонстрировали тьюторы флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больнице, НМИЦ онкологии им Н.Н. Блохина/Онкоцентр на Каширке , Морозовской детской городской клинической больнице, ЛРНЦ "Русское Поле", Благотворительном медицинском частном учреждении «Детский хоспис» - Фонд "Дом с маяком".

Тема: «Презентация лучших образовательных практик: дифференциация, индивидуализация и персонализация в работе с обучающимися, находящимися на длительном лечении».

Спикеры:

Смирнова Л.И., Фролова С.А., Мишина А.В., Голидонова Т.С., Максимова М.В., Суркова В.В.

Всероссийская акция «Минута чтения 2022»

Всероссийская акция «Минута чтения 2022», которая приурочена к Международному дню счастья. Первый выпуск с самыми юными читателями - дошкольниками опубликован во Всемирный день чтения вслух. «Минута Чтения 2022». Выпуск №1. Всероссийская акция проекта «УчимЗнаем»

Frame 32

Акция “Бессмертный полк” федерального проекта госпитальных школ россии “УчимЗнаем”

Общественная акция, объединившая всех педагогов, учеников и их семьи, которая проводится в России для увековечения памяти участников и жертв Великой Отечественной войны.

Frame 32

Праздники и мероприятия 2021-2022 уч.г.

«Путешествие в страну знаний»

«Библиотека Дедушки Мороза»

«Через тернии к звёздам»

«Экологическая тропа»

«Квест по сказкам»

Спектакль «В гостях у Паучка»

Спектакль «Щелкунчик»

«Мастерская Деда Мороза»

«Где лечатся волшебники?»

«Чудеса со страниц книг»

«День защитника Отечества»

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе педагога-воспитателя госпитальной школы. Данная форма работы осуществляется по следующим направлениям:

  • индивидуальне консультации по вопросам развития ребенка (младший, средний и старший дошкольный возраст детей);
  • родительские собрания по вопросам готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
  • мастер-классы по обучению родителей игровым методам развития ребёнка, демонстрация дидактических материалов для развития навыков и умений детей (младший и средний дошкольный возраст);
  • открытые занятия для родителей различной тематики (все возрастные группы);
  • привлечение родителей к участию в акциях и общешкольных мероприятиях проекта «Минута чтения».

Планируемые результаты работы методического объединения дошкольного
образования проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в условиях медицинского стационара базируются на ФГОС ДО и обозначают направленность воспитательной деятельности педагогов для каждой возрастной группы.

1. Мотивационные (личностные) образовательные результаты.

2. Универсальные образовательные результаты: когнитивное, коммуникативное, регуляторное развитие.

3. Предметные образовательные результаты по образовательным областям:

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Особенностью реализации образовательной области “Физическое развитие” в процессе работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на длительном лечении, является то, что программное содержание предполагает проведение физкультурных минуток, динамических пауз и игр малой подвижности по индивидуальным медицинским показаниям каждого ребенка. Целевые ориентиры по данному направлению в госпитальной школе не предусмотрены.

Библиотека методических материалов

1. Педагоги нашей школы обеспечивают реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеобразовательных программ в специальных школьных секторах детских больниц, специальных учебных секторах в лечебных отделениях и в палатах.

  • Рабочая программа тьютора 2021-2022 уч.г.

2. В школе проекта «УчимЗнаем» также проводятся внеурочные мероприятия, занятия дополнительного образования различной направленности

  • «Игровой английский»;
  • «Занимательная робототехника»;
  • «Первые шаги в искусство»;
  • «Ступеньки в музыку»;
  • «Театр и дети».

3. Обогащение содержания образовательного процесса и социализация детей дошкольного возраста в условиях медицинского стационара успешно реализуется в ходе привлечения партнерских проектов:

4. Статьи и публикации педагогов-воспитателей в сборниках, методических рекомендациях:

5. Научные работы, диссертации: Мишина А.В. Реализация программы дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного возраста, проходящих длительное лечение - магистерская выпускная квалификационная работа. - Москва, 2022. - 86 с.

Полезные ссылки

  1. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы
  2. Онлайн-сервис самопроверки Мои достижения
  3. Мобильное Электронное Образование - безопасная цифровая образовательная среда с онлайн-курсами для обучения детей от 3 лет

Вклад коллектива дошкольного отделения проекта «УчимЗнаем» в развитие
госпитальной педагогики

В 2022 году специалисты дошкольного отделения отмечены следующими наградами:

Смирнова Л.И. «Премия города Москвы 2021 года в области образования» “За большой вклад в работу по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях онкогематологического профиля, в рамках реализации социально-образовательного проекта “УчимЗнаем”.

Фролова С.А. Благодарность Департамента Образования и Науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах города Москвы»,

Мишина А.В. Благодарность Департамента Образования и Науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах города Москвы»