ШИРОВА МАРИЯ ФЕЛИКСОВНА

ШИРОВА

Мария Феликсовна

руководитель методического объединения учителей химии и физики

Занимаемая должность: тьютор

Преподаваемые дисциплины: химия

Наименование оконченного учебного заведения, год окончания: Московский педагогический государственный университет имени В.И. Ленина, 1995

Наименование направления подготовки и (или) специальности: химия

Общий стаж работы: с 1995

Стаж работы по специальности: с 1995

Категория: высшая, учитель

Дата окончания: бессрочно

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • 2012, повышение квалификации, МИОО, "Развитие самостоятельности образовательных учреждений в условиях новых форм финансово-экономического обеспечения в системе образования" (72 ч.);
  • 2014, повышение квалификации, МПГУ, "Менеджмент в образовании" (72 ч.);
  • 2014, повышение квалификации, ПУ "Первое сентября", "Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии" (72 ч.);
  • 2015, повышение квалификации, МГПУ Индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе общего образования" (72 ч.);
  • 2016, повышение квалификации, ООО “Центр онлайн-обучения Нетология-групп”, "Традиции и новации в преподавании химии" (72 ч.);
  • 2016, повышение квалификации, МИОО, "Проектирование уроков химии, направленных на выполнение требований ФГОС основного общего образования, на основе учебно-методических комплектов разных авторов" (72 ч.);
  • 2017, повышение квалификации, МЦКО, “Подготовка уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего образования” (16 ч.);
  • 2017, повышение квалификации, МЦКО “Подготовка членов государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего общего образования” (18 ч.).
  • 2019, АНО ДПО Международный центр развития модульной системы обучения, обучение по модульной программе "Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на производстве", (16 ч.)
  • 2019, повышение квалификации, ООО “ЦОО Нетология-групп” “Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии в рамках ФГОС” (72 ч.)
  • 2016, профессиональная переподготовка, МГПУ, «Тьютор в образовательной организации» (252 ч.).
  • 2021, ООО «Фоксфорд», дополнительная профессиональная программа «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по химии в современных условиях», 72 часа
  • 2019, 2022 Свидетельство об участии в ознакомительном тренинге для педагогов в формате ЕГЭ по предмету химия. Достигнутый уровень выполнения работы – экспертный.
  • 2023, повышение квалификации, МГПУ, Основы тьюторского сопровождения детей, находящихся на длительном лечении, 48 ч
  • 2024, повышение квалификации, ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов», Химия окружающей среды, 108 ч
  • 2024, повышение квалификации, Фоксфорд, Теория и методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, 48 ч

Награды и почетные звания:

  • Ноябрь 2018, Благодарность Мэра Москвы за заслуги в педагогической деятельности и плодотворную работу в сфере образования в городе Москве
  • Почётная Грамота Департамента образования города Москвы, 2003 г.
  • Диплом финалиста московского городского конкурса "Учитель Года 2000"
  • 5 апреля 2019, ГАОУ ДПО города Москвы Центр педагогического мастерства, благодарность за подготовку призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии
  • 2022, Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2022
  • 2022, Благодарность, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», за личный вклад и активное участие в разработке электронных образовательных материалов Библиотеки цифрового образовательного контента в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
  • 2023, Благодарность, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», за личный вклад и активное участие в разработке сценарных планов цифрового образовательного контента в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
  • 2024, Почетная Грамота Минпросвещения России
  • 2025г  лауреат Всероссийской премии общественного признания «Будем жить!» Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!».

Научно-методическая работа:

  • 24-26 марта 2021 г. XI Педагогические чтения «Заботливая школа» флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» (с участием школ - региональных площадок проекта «УчимЗнаем») «Актуальные методические разработки по тематике госпитальной педагогики»

Публикации, авторские пособия:

  • 2000, Работа с учебником в классах коррекционно-развивающего обучения /Широва М.Ф. //Химия в школе. - № 8. - С. 28-30.
  • 2003, Примеры КМС на определение актуального уровня обученности / Корохова А. И., Тихонова В. И., Баранова М. И., Береснева Л. М., Спасская Н. И., Широва М. Ф., Мельничук Н. Л., Карасева Л. Г., Ходырева Е. А. // Завуч. - N 2. - С. 105-120
  • Примерные тексты на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН / Карасева Л. Г., Спасская Н. И., Мельничук Н. Л., Широва М. Ф., Тихонова В. Д. // Завуч. - N 2. - С. 122-134
  • 2002, Классы коррекции: организация самостоятельной работы учащихся. /Широва М.Ф. //Химия в школе. -№ 1. - с. 38 – 40
  • 2003, Организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках химии 9 класса с использованием заданий с уровневой дифференциации / Широва М.Ф.//Учащиеся с проблемами школьной и социальной адаптации в пространстве современного образовательного процесса/ отв. ред. Курнешова Л.Е. /Москва: Школьная книга.
  • 2006, Особенности преподавания химии в классах для учащихся с социальной дезадаптацией различной этиологии. /Широва М.Ф.//Коррекционная педагогика и психология. Из опыта работы разнопрофильных Учреждений Южного округа Москвы/ под. Редакцией Минько Н.Г./ Москва. (с.213-225)
  • "Мир последних звонков и выпускных вечеров" / Сост. Н.Л. Галеева. – М.: 5 за знания, с. 6,18,38).
  • 2008, Учебный проект как средство развития познавательной активности / М.Ф. Широва // Химия в школе. - № 2. - С. 29-32.
  • 2013, Командная игра: "вредным привычкам – нет!" / М.Ф. Широва // Химия в школе. № 3.—С.75—80.
  • 2014, Анализ ресурсного обеспечения становления личностных результатов в школьном курсе химии. В соответствии с требованиями ФГОС / М. Широва, Н. Галеева, Г. Лысова //Химия. -№9 – с.3-9 .
  • 2019, Разработка микромодуля “Подходы к проектированию индивидуального маршрута обучения школьника, имеющего проблемы со здоровьем в условиях обучения в госпитальной школе” для электронного курса повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных организаций в рамках комплексного решения по формированию цифровой образовательной среды (от образовательной организации до региона) издательства “Новый Диск” (проект представлен на ММСО-2019).
  • Башинская О.А., Широва М.Ф. Развитие читательской грамотности на уроках естественно-научного цикла (текстовая деятельность на уроках физики и химии в госпитальной школе / М.Ф. Широва, О.А. Башинская, // Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 20– 22 апреля 2022 года / Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. – Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение институт возрастной физиологии Российской академии образования, 2022 – С. 68-71. – ISBN 978-5-6047570-4-8. – EDN XUMYAJ.
  • Широва М.Ф., Башинская О. А. «Мобильное Электронное Образование» как ресурс организации текстовой деятельности на уроках физики и химии в госпитальной школе /М.Ф. Широва, О.А. Башинская, // Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-3 ноября 2022 г.) / под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова, перевод: Н.М. Курикалова, Е.П. Полякова. 2022 – С. 166-168

Программно-информационные продукты:

  • 2009, Интерактивные плакаты. Химические реакции. - М.: Новый Диск. - CD-ROM; Журин А.А., Широва М.Ф.
  • 2010, Интерактивные тесты. Химические реакции: Тесты - М.: Новый Диск, - CD-ROM; Широва М.Ф
  • 2018, Разработка сценариев уроков по курсу "Химия" 8 класс для проекта "Российская электронная школа".
  • 2021 - 2024 член авторского коллектива разработчиков цифрового образовательного контента по химии (8, 9 классы - базовый уровень, 10 класс - углубленный уровень, 11 класс - базовый уровень) для федерального проекта “Цифровая образовательная среда”.

Участие в семинарах, конференциях разного уровня:

  • 2006-2007, Преподаватель курсов повышения квалификации "ИТ в преподавании химии" в рамках городской программы "Школа информатизации" института новых технологий г. Москвы
  • 2008-2009, Преподаватель курсов повышения квалификации "Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе" в рамках программы ПК учебно-методического центра по информационно-аналитической работе Департамента образования города Москвы
  • 11.2017, Всероссийская конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов в РАО (сертификат участника)
  • 6-7.11.2017, доклад на Первой Всероссийской конференции с международным участием "УчимЗнаем" - Заботливая школа 2017 (сертификат спикера)
  • 25.01.2018, X Международная научно-практическая конференция "Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретический и технологический ресурсы развития образовательных систем". (сертификат спикера)
  • 6 ноября 2018 г., Москва, Вторая Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа – 2018, постерный доклад Учебное занятие в условиях медицинского стационара – особенности и ресурсные возможности»
  • 2019, Москва, Третья Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа 2019, подготовка и проведение мероприятия
  • 2021 год Вебинар в рамках сотрудничества с МЭО «Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута школьника, находящегося на длительном лечении в медицинском стационаре», спикер.
  • 20-22 апреля 2022 г., Москва, I Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы». Доклад: «Развитие читательской грамотности на уроках естественно-научного цикла (текстовая деятельность на уроках физики и химии в госпитальной школе)», сертификат спикера.
  • 1-3 ноября 2022 г., Москва, Четвертая всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа - Мастер-класс «Мобильное электронное образование как ресурс организации текстовой деятельности на уроках физики и химии в госпитальной школе».
  • 2021, 2024 гг, МГУ, Летняя школа учителей химии “Вызовы современности и академическое образование”, сертификат участника
  • 2022, Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, сертификат участника
  • Апрель 2023, Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Особенности организации психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в госпитальной школе» (педагогической трек) - Дзенис А.В., Широва М.Ф. «Дидактические материалы в практике учителя химии госпитальной школы»
  • 25.01 - 01.02.2025 XVII Международная научно-практическая конференция “Шамовские чтения” - сертификат участника.