Специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» подвели итоги научно-исследовательской деятельности за 2022-2024 годы
Специалисты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» - сотрудники флагманской площадки Проекта «УчимЗнаем» подвели итоги научно-исследовательской деятельности за 2022-2024 годы, а также обсудили стратегию научного развития Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» и Лаборатории на 2025-2030 гг.
Эксперты активно реализовали задачи научно-методического обеспечения образовательного процесса для детей, находящихся на длительном лечении. В рамках Проекта «УчимЗнаем» была проведена значительная работа, результаты которой служат основой для дальнейшего развития госпитальной педагогики.
Среди основных достижений стоит отметить:
2022 год:
- Разработано научное обоснование Комплексной индивидуальной образовательной программы (КИОП).
- Реализованы программы повышения квалификации для госпитальных педагогов.
- Положительное заключение Российской академии наук (РАН) по итогам года.
- Публикация в Scopus: «Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические заболевания».
2023 год:
- Разработана российская модель госпитальных школ (I этап).
- Разработаны и приняты Минпросвещения и Минздравом РФ Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях
- Публикация в Scopus: «Карта индивидуальных особых потребностей обучающихся как инструмент образовательного маршрута».
2024 год:
- Разработана российская модель госпитальных школ (II этап).
- Проведена апробация модели госпитальной школы в 34 субъектах РФ.
- Разработаны две программы повышения квалификации и учебно-методические комплекты.
- Издано учебное пособие (Курс лекций к программе ПК) на 135 страниц.
- Публикация в Scopus: «Госпитальная педагогика: проблемы и перспективы».
В исследованиях приняли участие более 7 тысяч человек из 68 субъектов Российской Федерации и 5 стран СНГ. Среди них: более 50 докторов и 70 кандидатов наук, а также более 300 студентов. Было проведено более 120 мероприятий, таких как конференции, симпозиумы, семинары, а также опубликовано более 100 научных материалов, включая статьи и пособия.
Для дальнейшей работы определены ключевые цели на 2025 – 2030 годы: создание условий для полноценного и качественного развития детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных особых потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства.
В связи с этим определены следующие задачи:
1. Мониторинг адаптации госпитальных педагогов и проведение стажировок.
2. Разработка цифрового банка материалов по госпитальной педагогике.
3. Организация педагогических чтений и научно-практических конференций.
4. Создание методических рекомендаций для образовательного процесса в госпитальных школах.
Подводя итоги, можно отметить, что работа Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ «ИРЗАР» охватывает широкий спектр направлений, включая разработку новых образовательных моделей, нормативное обеспечение и практическую реализацию образовательных программ. Эти усилия способствуют интеграции госпитальной педагогики в единую образовательную среду и обеспечивают качественное образование для детей, находящихся в трудных жизненных условиях.