II Межвузовская научно-практическая конференция

«Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы в работе с детьми, находящимися на длительном лечении»

Москва, 26-27 апреля 2023 года

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования»

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Школа №109"

Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Видео

В течение двух дней II Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы в работе с детьми, находящимися на длительном лечении» на флагманской площадке Проекта «УчимЗнаем» выступили десятки выдающихся специалистов сферы образования – как наши госпитальные педагоги, так и эксперты вузов-партнеров. Зрителями трансляции стали более 3 тысяч человек.

1 день

26 апреля

2 день

27 апреля

Спикеры

fb5f06f1399890390e4ee8a3d793e56d
Шариков Сергей Витальевич

Руководитель проекта “УчимЗнаем”, почетный работник общего образования РФ, PhD

yamburg
Ямбург Евгений Александрович

Заместитель руководителя проектного офиса, руководитель проектной группы «Развитие», кандидат исторических наук

lubkov
Лубков Алексей Владимирович

Ректор федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО
«МПГУ»), доктор исторических наук, профессор, академик РАО

tarasov
Тарасов Сергей Валентинович

Ректор федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский
государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор
педагогических наук, профессор

selivanova
Селиванова Наталия Леонидовна

Председатель Научного совета, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории развития личности в системе образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

almazova
Алмазова Анна Алексеевна

Директор Института детства, заведующий
Кафедрой логопедии Московского педагогического государственного
университета, доктор педагогических наук, доцент

adamyan
Адамян Луиза Игоревна

И.о. заведующего кафедрой психологической
антропологии МПГУ, кандидат психологических наук, доцент

adamyan-e
Адамян Елена Игоревна

Доцент Кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета, кандидат филологических наук

kolosova
Колосова Елена Борисовна

Старший преподаватель Кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета

demakova
Демакова Ирина Дмитриевна

Профессор кафедры психологической
антропологии МПГУ, доктор педагогических наук, вице-президент
Российского общества Януша Корчака

7e4aeecf440a9b7b5abd170e72455eb3
Долуев Иван Юрьевич

Заместитель руководителя проектного офиса «УчимЗнаем», заведующий лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, кандидат исторических наук

6ced85248e9cba10315316c7d0f8ed7b
Гусев Иван Алексеевич

Заместитель директора ГБОУ Школа №109 по
Специализированному структурному подразделению Госпитальная школа
«УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных
исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО

27dc36586d0f315bafb044c2de342703
Курикалова Наталия Михайловна

Методист проекта госпитальных школ
«УчимЗнаем», кандидат филологических наук, лауреат премии города Москвы
в области образования

79d6089b9db9868fcb7391b8eb7e0105
Лоскутов Александр Фёдорович

Куратор научного развития проекта «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, кандидат педагогических наук

Организационная схема проведения Конференции

26 апреля. Пленарные доклады

10.00-11.00 Открытие конференции. Приветственные слова участникам.


11.00-13.00 Пленарные доклады


13.00-14.00 Перерыв (обед)


14.00-15.00 Педагогическая гостиная


15.00-16.00 Открытая защита проектных работ студенческих групп (НИУ «ВШЭ»), выполненных по теме «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» в рамках майнора

Организационная схема проведения Конференции

27 апреля. Секционные доклады, мастер-классы

10.00-11.00 Пленарные доклады


11.00-13.00 Секционные доклады


13.00-14.00 Перерыв (обед)


14.00-15.00 Секционные доклады (демонстрация лучших воспитательных практик в госпитальных школах проекта «УчимЗнаем»)


15.00-15.30 Обсуждение докладов и завершение конференции

Приветственные слова спикеров

Приветственное слово

Шариков Сергей Витальевич
Приветственное слово

Костюк Наталья Юрьевна
Приветственное слово

Лубков Алексей Владимирович
Приветственное слово

Ямбург Евгений Александрович
Приветственное слово

Тарасов Сергей Валентинович
Приветственное слово

Соловьева Татьяна Александровна
Приветственное слово

Приступа Елена Николаевна
Приветственное слово

Алмазова Анна Алексеевна

Круглый Стол: «Воспитательное пространство госпитальной школы»

Доклады конференции

26 апреля

"Как сегодня обеспечить реализацию воспитания в школе?"

Селиванова Наталия Леонидовна
"Подготовка магистров к исследованию проблемы воспитания детей, находящихся на длительном лечении (из опыта работы)"

Демакова Ирина Дмитриевна
"Воспитательный потенциал деятельности педагога-наставника при сопровождении учащихся госпитальных школ в реализации исследовательских проектов"

Обухов Алексей Сергеевич
"Консультирование по вопросам воспитания детей с хроническими соматическими заболеваниями"

Куртанова Юлия Евгеньевна
""Подготовка педагогов в области воспитания с использованием ресурсов городской среды"

Иванова Ольга Анатольевна

27 апреля

"Исследуй, твори, открывай: готовность педагога госпитальной школы к поддержке детской инициативности и образовательных проб"

Адамян
Луиза Игоревна
''Современная детская литература в контакте с ребенком, или художественные тексты в воспитательном пространстве детей на длительном лечении"

Адамян Елена Игоревна,
Колосова Елена Борисовна
"Госпитальный детский сад – опыт реализации дошкольного образования и воспитания детей, длительно болеющих и нуждающихся в паллиативной медицинской помощи"

Вечканова
Ирина Геннадьевна
"Влияние эмоционального состояния матерей на процессы воспитания детей после родственной трансплантации печени"

Козлова Камилла Анверовна,
Куртанова Юлия Евгеньевна
"Возможности психологической реабилитации дошкольников с онкогематологической патологией посредством методики Марии Монтессори"

Матвеева Ксения Борисовна,
Зорина Екатерина Сергеевна
"Особенности семейного воспитания детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах"

Гусев
Иван Алексеевич
"Психологические аспекты воспитательной деятельности в госпитальной школе"

Зорина Екатерина Сергеевна
"Развитие интереса к чтению как целевой ориентир результата духовно-нравственного воспитания"

Курикалова Наталия Михайловна
"Общешкольные мероприятия как часть воспитательного процесса в госпитальной школе"

Дрига Кристина Евгеньевна
"Сетевой проект как средство воспитания учащихся в условиях госпитальной школы"

Кабицкая Любовь Ивановна, Федорова Дарья Геннадьевна
"О воспитательной работе школы при педиатрическом университете"

Копьяк
Антон Сергеевич
"Особенности жизнестойкости педагогов госпитальных школ проекта "УчимЗнаем"

Москатова
Ирина Валерьевнa
"Развитие воспитывающей среды образовательных организаций средствами музейной педагогики. Основные тенденции и перспективы"

Куницын
Михаил Юрьевич
"Системная профориентация в госпитальной школе: от кубиков до VR-технологий"

Макаров Лев Геннадьевич,
Макарова Маргарита Федоровна
"Гражданско-патриотическое воспитание в рамках деятельности педагога госпитальной школы"

Овсий Екатерина Андреевна, Ляховецкий Александр Петрович
"Воспитательный потенциал метапредметного станционного квеста в госпитальной школе в рамках внеурочной деятельности"

Котлеров Павел Сергеевич,
Разбегин Тимофей Анатольевич
"Чтение как средство духовно-нравственного развития младших школьников в начальном иноязычном образовании"

Морозова Евгения Витальевна,
Саломахина Наталья Владимировна
"Роль игры в шахматы в формировании эмоционального благополучия у детей, находящихся на длительном лечении"

Щербакова
Вера Павловна
"Суггестивность как инструмент воспитательной деятельности педагога начальной школы на разных этапах процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении"

Зубайраева
Наталья Руслановна
"Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики"

Баласанян
Инна Львовна
"Взросление подростков с ТМНР. Педагогические смыслы и инструменты воспитательной работы"

Щербакова Светлана Михайловна,
Белова Ольга Владимировна

Воспитание детей, находящихся на длительном лечении

Воспитание – одна из важнейших задач любой современной российской школы. В Год педагога и наставника мы особое внимание обращаем на важнейшие государственные инициативы в данной сфере. Именно поэтому тематика воспитательной деятельности госпитального педагога становится предметом для профессионального диалога в рамках II Межвузовской конференции.

«С первых дней реализации Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» было очевидно, что тематика госпитальной педагогики имеет значительный потенциал к реализации целей и задач воспитания. Образовательное пространство госпитальной школы, профессионально-личностные характеристики педагога, работающего с детьми в условиях медицинского стационара, сформировали особые условия мотивационно-ценностного развития не только обучающихся, но и всех субъектов взаимодействия в пространстве детской больницы»

«В организации воспитательной деятельности в госпитальной школе мы всегда говорим о будущем и выстраиваем работу так, чтобы день за днем, пошагово ребенок осваивал все необходимые ему навыки для полноценной и благополучной жизни»
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики: монография // под общ. ред. А. А. Алмазовой, Е. И. Адамян. – Москва: МПГУ, 2022. С. 137-156].

sv_uz_1
sv_uz_2
sv_uz_4
sv_uz_5

Воспитание в госпитальной школе является объектом научных исследований. С 2020 года совместно с Институтом детства Московского педагогического государственного университета под руководством Демаковой Ирины Дмитриевны, профессора кафедры психологической антропологии МПГУ, доктора педагогических наук, вице-президента Российского общества Януша Корчака, идет исследовательская работа и подготовка диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, в которой принимают участие:

  • Гусев Иван Алексеевич, заместитель директора ГБОУ Школа №109 по Специализированному структурному подразделению Госпитальная школа «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО
  • Котлеров Павел Сергеевич, тьютор, методист, младший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО

Тематика воспитания отражена и в содержании магистерских диссертаций выпускников Магистерской программы «Госпитальная педагогика» (кафедра психологической антропологии Института детства МПГУ), которая была открыта в совместно с Проектом госпитальных школ «УчимЗнаем».


С момента создания в 2020 году Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования в его состав по приглашению Демаковой Ирины Дмитриевны входят и принимают активное участие в научно-исследовательской работе руководитель проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», PhD, профессор, Почетный работник общего образования Российской Федерации Шариков Сергей Витальевич и педагоги госпитальных школ. Организовано сотрудничество Научного совета и Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО

Одно из заседаний в рамках плановой работы Научного совета прошло в 2022 году непосредственно на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем». Мероприятие было организовано при поддержке создателя и президента НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, академика Российской академии наук, доктора медицинских наук, профессора Александра Григорьевича Румянцева и директора ГБОУ Школа №109, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук Евгения Александровича Ямбурга


«Если в первые годы жизни основным воспитателем ребенка является семья, то позже центр тяжести воспитания переносится в школу. При этом в наше время роль школы в целенаправленном воспитании особенно велика»

Формирование воспитательной системы госпитальной школы: модель проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» / Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. I. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – 340 с.]

В рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем - Заботливая школа – 2022 («Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому»), которая проходила 1-3 ноября 2022 года, тематика воспитательной деятельности также была актуализирована в выступлениях аспирантов.