12+




II Межвузовская научно-практическая конференция
«Актуальные исследования в области госпитальной педагогики.
Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы в работе с детьми, находящимися на длительном лечении»



Москва, 26-27 апреля 2023 года



Сборник материалов II Межвузовская конференция 2023

Информационное письмо

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации

Программа II Межвузовской Конференции



КЛЮЧЕВЫЕ СПИКЕРЫ


Организационная схема проведения Конференции

26 апреля

Пленарные доклады


10.00-11.00 Открытие конференции. Приветственные слова участникам.
11.00-13.00 Пленарные доклады
13.00-14.00 Перерыв (обед)
14.00-15.00 Педагогическая гостиная
15.00-16.00 Открытая защита проектных работ студенческих групп (НИУ «ВШЭ»), выполненных по теме «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» в рамках майнора

27 апреля

Секционные доклады, мастер-классы


10.00-11.00 Пленарные доклады
11.00-13.00 Секционные доклады
13.00-14.00 Перерыв (обед)
14.00-15.00 Секционные доклады (демонстрация лучших воспитательных практик в госпитальных школах проекта «УчимЗнаем»)
15.00-15.30 Обсуждение докладов и завершение конференции


Приветственные слова спикеров


Приветственное слово Шариков Сергей Витальевич

Приветственное слово Костюк Наталья Юрьевна

Приветственное слово Лубков Алексей Владимирович

Приветственное слово Ямбург Евгений Александрович

Приветственное слово Тарасов Сергей Валентинович

Приветственное слово Соловьева Татьяна Александровна

Приветственное слово Приступа Елена Николаевна

Приветственное слово Алмазова Анна Алексеевна

Круглый Стол: «Воспитательное пространство госпитальной школы»



Доклады конференции

26 апреля


Селиванова Наталия Леонидовна

"Как сегодня обеспечить реализацию воспитания в школе?"


Демакова Ирина Дмитриевна

"Подготовка магистров к исследованию проблемы воспитания детей, находящихся на длительном лечении (из опыта работы)"


Обухов Алексей Сергеевич

"Воспитательный потенциал деятельности педагога-наставника при сопровождении учащихся госпитальных школ в реализации исследовательских проектов"


Куртанова Юлия Евгеньевна

"Консультирование по вопросам воспитания детей с хроническими соматическими заболеваниями"


Иванова Ольга Анатольевна

"Подготовка педагогов в области воспитания с использованием ресурсов городской среды"

27 апреля


Адамян Луиза Игоревна

"Исследуй, твори, открывай: готовность педагога госпитальной школы к поддержке детской инициативности и образовательных проб"


Адамян Елена Игоревна,
Колосова Елена Борисовна

"Современная детская литература в контакте с ребенком, или художественные тексты в воспитательном пространстве детей на длительном лечении"


Вечканова Ирина Геннадьевна

"Госпитальный детский сад – опыт реализации дошкольного образования и воспитания детей, длительно болеющих и нуждающихся в паллиативной медицинской помощи"


Козлова Камилла Анверовна,
Куртанова Юлия Евгеньевна

"Влияние эмоционального состояния матерей на процессы воспитания детей после родственной трансплантации печени"


Матвеева Ксения Борисовна,
Зорина Екатерина Сергеевна

"Возможности психологической реабилитации дошкольников с онкогематологической патологией посредством методики Марии Монтессори"


Гусев Иван Алексеевич

"Особенности семейного воспитания детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах"


Зорина Екатерина Сергеевна

"Психологические аспекты воспитательной деятельности в госпитальной школе"


Курикалова Наталия Михайловна

"Развитие интереса к чтению как целевой ориентир результата духовно-нравственного воспитания"


Дрига Кристина Евгеньевна

"Общешкольные мероприятия как часть воспитательного процесса в госпитальной школе"


Кабицкая Любовь Ивановна,
Федорова Дарья Геннадьевна

"Сетевой проект как средство воспитания учащихся в условиях госпитальной школы"


Копьяк Антон Сергеевич

"О воспитательной работе школы при педиатрическом университете"


Москатова Ирина Валерьевна

"Особенности жизнестойкости педагогов госпитальных школ проекта "УчимЗнаем"


Куницын Михаил Юрьевич

"Развитие воспитывающей среды образовательных организаций средствами музейной педагогики. Основные тенденции и перспективы"


Макаров Лев Геннадьевич,
Макарова Маргарита Федоровна

"Системная профориентация в госпитальной школе: от кубиков до VR-технологий"


Овсий Екатерина Андреевна,
Ляховецкий Александр Петрович

"Гражданско-патриотическое воспитание в рамках деятельности педагога госпитальной школы"


Котлеров Павел Сергеевич,
Разбегин Тимофей Анатольевич

"Воспитательный потенциал метапредметного станционного квеста в госпитальной школе в рамках внеурочной деятельности"


Морозова Евгения Витальевна,
Саломахина Наталья Владимировна

"Чтение как средство духовно-нравственного развития младших школьников в начальном иноязычном образовании"


Щербакова Вера Павловна

"Роль игры в шахматы в формировании эмоционального благополучия у детей, находящихся на длительном лечении"


Зубайраева Наталья Руслановна

"Суггестивность как инструмент воспитательной деятельности педагога начальной школы на разных этапах процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении"


Баласанян Инна Львовна

"Формировани коммуникативных компетенций на уроках математики"


Щербакова Светлана Михайловна,
Белова Ольга Владимировна

"Взросление подростков с ТМНР. Педагогические смыслы и инструменты воспитательной работы"


Воспитание детей, находящихся на длительном лечении


Воспитание – одна из важнейших задач любой современной российской школы. В Год педагога и наставника мы особое внимание обращаем на важнейшие государственные инициативы в данной сфере. Именно поэтому тематика воспитательной деятельности госпитального педагога становится предметом для профессионального диалога в рамках II Межвузовской конференции.

«С первых дней реализации Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» было очевидно, что тематика госпитальной педагогики имеет значительный потенциал к реализации целей и задач воспитания. Образовательное пространство госпитальной школы, профессионально-личностные характеристики педагога, работающего с детьми в условиях медицинского стационара, сформировали особые условия мотивационно-ценностного развития не только обучающихся, но и всех субъектов взаимодействия в пространстве детской больницы»

«В организации воспитательной деятельности в госпитальной школе мы всегда говорим о будущем и выстраиваем работу так, чтобы день за днем, пошагово ребенок осваивал все необходимые ему навыки для полноценной и благополучной жизни»
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики: монография // под общ. ред. А. А. Алмазовой, Е. И. Адамян. – Москва: МПГУ, 2022. С. 137-156].




Воспитание в госпитальной школе является объектом научных исследований. С 2020 года совместно с Институтом детства Московского педагогического государственного университета под руководством Демаковой Ирины Дмитриевны, профессора кафедры психологической антропологии МПГУ, доктора педагогических наук, вице-президента Российского общества Януша Корчака, идет исследовательская работа и подготовка диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, в которой принимают участие:


Гусев Иван Алексеевич, заместитель директора ГБОУ Школа №109 по Специализированному структурному подразделению Госпитальная школа «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО


Котлеров Павел Сергеевич, тьютор, методист, младший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО


Тематика воспитания отражена и в содержании магистерских диссертаций выпускников Магистерской программы «Госпитальная педагогика» (кафедра психологической антропологии Института детства МПГУ), которая была открыта в совместно с Проектом госпитальных школ «УчимЗнаем».




С момента создания в 2020 году Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования в его состав по приглашению Демаковой Ирины Дмитриевны входят и принимают активное участие в научно-исследовательской работе руководитель проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», PhD, профессор, Почетный работник общего образования Российской Федерации Шариков Сергей Витальевич и педагоги госпитальных школ. Организовано сотрудничество Научного совета и Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО




Одно из заседаний в рамках плановой работы Научного совета прошло в 2022 году непосредственно на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем». Мероприятие было организовано при поддержке создателя и президента НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, академика Российской академии наук, доктора медицинских наук, профессора Александра Григорьевича Румянцева и директора ГБОУ Школа №109, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук Евгения Александровича Ямбурга




«Если в первые годы жизни основным воспитателем ребенка является семья, то позже центр тяжести воспитания переносится в школу. При этом в наше время роль школы в целенаправленном воспитании особенно велика»

Формирование воспитательной системы госпитальной школы: модель проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» / Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. I. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – 340 с.]


В рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем - Заботливая школа – 2022 («Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому»), которая проходила 1-3 ноября 2022 года, тематика воспитательной деятельности также была актуализирована в выступлениях аспирантов.










IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «УЧИМЗНАЕМ» – ЗАБОТЛИВАЯ ШКОЛА – 2022
Роль чтения в воспитательной системе госпитальной школы
Воспитательная деятельность в госпитальной школе

О госпитальной школе "УчимЗнаем"



Подготовка материалов

По итогам работы Конференции будет издан Сборник материалов с присвоением международного индекса ISBN, кодов ББК, УДК и регистрацией в РИНЦ. Редакционная коллегия оставляет за собой право отклонять материалы, не соответствующие проблематике и требованиям к оформлению. Участники, материалы которых будут приняты к публикации, получат соответствующее уведомление. Материалы необходимо направить на официальную почту Конференции conf@uchimznaem.ru


Образец оформления материалов


Требования к материалам


Шаблон презентации 2023


Контактная информация для связи с организационным комитетом Конференции: conf@uchimznaem.ru