В 2024 году Проект госпитальных школ «УчимЗнаем» отмечает десятилетний юбилей
Накопленный опыт получил широкое распространение в субъектах Российской Федерации, где под эгидой инновационного Проекта в настоящее время созданы и функционируют свыше 60 госпитальных школ. Осмысление эмпирической базы, полученной в результате научного анализа педагогической практики работы с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских организациях и на дому, формирует сегодня перспективные направления современных исследований в области госпитальной педагогики. Таким образом, за десять лет госпитальная педагогика в России благодаря Проекту «УчимЗнаем» стала отдельным большим направлением в области образования.
Это привело к возникновению вокруг Проекта устойчивой партнерской сети, состоящей из ведущих педагогических вузов страны и отдельных институтов и лабораторий непрофильных университетов: МГПУ, МПГУ, МГППУ, НИУ «ВШЭ», ДВФУ, РГПУ им. Герцена, ФГБНУ «ИРЗАР». В результате это обеспечивает Проекту «УчимЗнаем» качественную профориентационную работу с школьниками, формируя основу для вовлечения старшеклассников в конкурсы, олимпиады и иные мероприятия, соответствующие образовательным запросам обучающихся. С другой стороны, флагманская площадка является непосредственным участником процесса подготовки будущих учителей, тьюторов, психологов, дефектологов и других специалистов образовательной сферы.
С 2015 года силами педагогов Проекта «УчимЗнаем» и преподавателей МГПУ реализуется совместная образовательная программа профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение детей, находящихся на длительном лечении». Это не только центр повышения профессионализации специалистов в области госпитальной педагогики, но и важный инструмент социальной поддержки родителей длительно болеющих детей. Очень часто по причине необходимости постоянно и неотлучно находиться рядом со своим болеющим ребенком, родители вынуждены оставить работу и остановить свою профессиональную деятельность. Пройдя обучение, они получают диплом о профессиональной переподготовке, дающий право работать в школе в должности тьютора. Для многих родителей такая возможность открывает двери в новую профессию и способствует социальной реинтеграции после выздоровления ребенка. За девять лет дипломы тьюторов получили более 1500 человек.
Успешное развитие Проекта «УчимЗнаем» в России привлекло интерес органов власти в сфере образования в странах СНГ, которые обратились к Министерству просвещения Российской Федерации и Правительству Москвы с просьбой о взаимодействии. К концу 2023 года госпитальные школы по модели Проекта «УчимЗнаем» открыты в 4 странах СНГ: Республике Узбекистан, Кыргызской Республике, Республике Беларусь и Республике Армения. Особых успехов в этом направлении достигло руководство Республики Узбекистан: первая школа ««Mehrli Maktab» (узб. «Заботливая школа») в г. Ташкенте была открыта в 2022 году, а в настоящий момент в стране работают уже четыре площадки в различных регионах.
Модель госпитальной школы, разработанная в рамках Проекта, получила высокую оценку Генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доктора Тедроса Адханома Гебрейесуса. В 2020 году на Международной неделе образования (T4 World Education Week) флагманская площадка Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», представляя Россию, была признана одной из 100 лучших школ в мире.
Во многом это достижение педагогов Проекта, которые не только учат детей, но и постоянно развивают свои компетенции и участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Ежегодно руководство и тьюторы флагманской площадки награждаются благодарностями и грамотами Президента Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Мэра г. Москвы, Департамента образования и науки г. Москвы.
В 2017 году тьютор географии (С 2023 г. заместитель директора ГБОУ «Школа № 109» по ССП «Госпитальная школа «УчимЗнаем») Иван Алексеевич Гусев стал финалистом конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». В 2021 году команда пяти педагогов Проекта «УчимЗнаем» стали финалистами коллективного конкурса «Учителя года Москвы». 2022 год принес тьютору физики Дарье Александровне Абаевой победу в номинации «Учитель-мастер» конкурса «Педагоги года Москвы», а руководителю программ дополнительного образования Кристине Евгеньевне Дриге диплом второй степени в номинации «Педагог дополнительного образования по работе с детьми с ОВЗ, с инвалидностью» всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс «Педагоги года Москвы-2023» стал наиболее удачным для Проекта: финалистами в номинации «Воспитатель года» и «Учитель года» стали руководитель методического объединения педагогов дошкольного образования Лилия Ильдаровна Смирнова и тьютор истории Оксана Сергеевна Поликарпова. Педагог дополнительного образования Ринат Фанурьевич Шайдуллин стал призером номинации «Сердце отдаю детям», заняв первое место в направлении «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью». Одержала победу и стала лучшим учителем-дефектологом года Москвы Виктория Владимировна Игнашина.
С 2017 года по инициативе педагогической ассоциации «Педагог XXI века» и Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» в рамках финала конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» проходит награждение лауреатов специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах». Ежегодно пятеро госпитальных педагогов со всех уголков страны получают уникальную статуэтку авторства Народного артиста Российской Федерации Юрия Норштейна и всеобщее признание от всего педагогического сообщества.
Также с 2017 года на церемонии вручения Всероссийской премии общественного признания «Будем жить!» Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» проходит награждение лауреатов номинации «Дарящие знания и умения». В Государственном Кремлевском дворце госпитальные педагоги Проекта «УчимЗнаем» со всей страны становятся лауреатами премии по результатам общественного голосования.
1 июня 2023 года на открытии федерального детского реабилитационного центра Российской детской клинической больницы РНИМУ им. Н.И. Пирогова в г. Подольске президент России Владимир Путин осмотрел новую площадку Проекта «УчимЗнаем» и подчеркнул значение школы в процессе лечения и реабилитации детей. Таким образом, здоровье детей обеспечивается междисциплинарной работой медицины и образования. Полноценная реабилитация возникает как совокупность медицинской, психологической и социальной реабилитации и создает уникальную среду для выздоровления ребенка.