Идея конкурса для выявления и поддержки передовых школьных учителей, а также распространения их педагогического опыта зародилась в 1989 году в редакции «Учительской газеты» и уже через год впервые состоялся «Учитель года СССР». Начиная с 1992 года конкурс обретает всероссийский характер. Финалистом конкурса от каждого субъекта Российской Федерации может стать только один учитель – победитель трех этапов регионального уровня. Пять сильнейших педагогов года признаются призерами конкурса и только один одерживает абсолютную победу. В 2003 году впервые закрытие конкурса «Учитель года России» в Государственном Кремлевском дворце транслирует Первый канал.
Идея организации профессионального состязания среди учителей была заимствована у коллег из США, где аналогичный конкурс проводится с 1944 года. В 1997 году победительница американского конкурса, педагог и писательница Шэрон Дрейпер посетила российский финал и отметила сложность конкурсной программы в России, заявив, что в США стать учителем года проще. История конкурса
В рамках конкурса «Учитель года России-2017» впервые была представлена специальная номинация «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах». На праздничном концерте в Государственном Кремлевском дворце, посвященном Дню учителя, педагогам Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» был вручен специальный приз – статуэтка, изготовленная знаменитым художником Юрием Борисовичем Норштейном. В первый раз в истории на сцене Государственного Кремлевского дворца награждение проводили Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева и Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова.
Специальная номинация создана по инициативе педагогической ассоциации «Педагог XXI века» и Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем». Важным критерием выбора каждого номинанта является не только творческая работа учителя с детьми, проходящими тяжелые и длительные курсы лечения в медицинских стационарах, но и его личный вклад в создание госпитальной школы в субъекте Российской Федерации.
Сергей Витальевич Шариков, руководитель Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», PhD, почетный работник общего образования Российской Федерации
«Мы очень рады, что в рамках конкурса “Учитель года России” есть номинация “За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении”. К награде представляются не просто педагоги, которые прекрасно работают с детьми – по этому критерию выбрать людей невозможно – все, кто остался госпитальной педагогике, достойны высокого звания учителя России. Ключевой критерий в отборе номинантов – непосредственное участие и личный вклад педагога в создание и развитие госпитальной школы в том или ином субъекте Российской Федерации.
Несмотря на то, что награда вручается конкретным госпитальным педагогам, за их спинами находимся мы, наш опыт и лучшие практики обучения детей на длительном лечении.
Мы искренне поздравляем с высокой и заслуженной наградой всех госпитальных педагогов и благодарим за вклад в развитие полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении».
Ольга Юрьевна Васильева, президент Российской академии образования, Министр образования и науки Российской Федерации (2016- 2018), Министр просвещения Российской Федерации (2018-2020), д.и.н., профессор
«Учитель – это одна из самых важных профессий, несущих
добро и мудрость, создающих связь между поколениями. Но даже
среди педагогов есть особенные, выделяющиеся даже среди своих
коллег – те, кто работают в госпитальных школах и преподают
детям, находящимся на длительном и тяжелом лечении. Потому
что они наравне со всеми заслуживают качественного образования,
любви и заботы.
Поэтому создание специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» было абсолютно необходимо, а каждый ее лауреат заслуживает своей награды»
Ежегодно учителя Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» становятся лауреатами специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» всероссийского конкурса «Учитель года России». В 2021 году на праздничном концерте в Государственном Кремлевском дворце был отдельно представлен блок инклюзивного образования и педагогов Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», работающих в этом направлении.
Для меня госпитальная педагогика – это будущее современного образования, которое мы строим
своими руками прямо сейчас. В госпитальной среде у нас есть уникальная возможность не только
помогать выздоровлению ребенка, но и развивать его потенциал в различных областях. Мы
открываем новые идеи обучения, сталкиваясь с нестандартными трудностями, но каждый раз
преодолевая их. Так и творится история.
Работа педагога - одна из самых важных и, одновременно, непростых профессий. Для детей
учитель является самым значимым человеком на протяжении всего периода обучения. Для того,
чтобы деятельность была продуктивной, к учащемуся нужно найти подход, учитывая его интересы
и возможности, выстроить индивидуальную траекторию, создавая комфортные условия для
обучения.
Работа в госпитальной педагогике дает мне возможность поделиться с детьми, которые не
посещают школу частичкой своих знаний и умений. Каждое занятие - это открытые и любопытные
глаза ребенка, смотря в которые, ты сама начинаешь светиться изнутри.
Для того, чтобы занятия проходили интересно, я включаю как традиционные методы, так и
современные технологии. Цель моих занятий - не только дать необходимые знания ребенку, но и
научить применять эти знания вне стен больницы, восполнить пробелы, которые появились во
время длительного лечения.
В своей работе для меня очень важно видеть горящие глаза ребенка. И когда я вижу школьников,
находящихся на длительном лечении в Медицинском центре им. Г.И. Турнера, то всегда замечаю
такой яркий блеск их глаз. Казалось бы, сейчас им так тяжело, нахождение в больнице выбивает
из нормальной жизни. Но именно поэтому они нуждаются в школе, которая напоминает им о
времени до заболевания, о друзьях и одноклассниках. А когда это еще и особенная госпитальная
школа, где учителя понимают тебя, а различные занятия не дают скучать – желание идти вперед
пробуждается как никогда сильно. И быть частью этого Проекта имеет для меня очень большое
значение.
Каждый день я и мои коллеги по всей стране приходим в школьные сектора больниц, в учебные
зоны в медицинских отделениях, в палаты к детям, которые переживают тяжелый период своей
жизни. Госпитальный учитель – это не просто человек, который придет и расскажет новую тему по
предмету. Это человек, который возьмет ребенка за руку и проведет через этот тернистый путь:
поддержит, поможет, посоветует, «зажжет» предметом, кружком. И тогда этот путь становится
легче. На горизонте появляются цели, а в глазах детей - огонь и желание учиться. В такие моменты
понимаешь, что ты на нужном месте.
Я счастлив быть членом команды «УчимЗнаем» и желаю всем коллегам профессиональных
успехов, а детям – скорейшего выздоровления и покорения намеченных вершин!
Каждый день, который я провожу в госпитальной школе «УчимЗнаем» в Российской детской
клинической больнице, является для меня не просто рабочим. Это огромная часть моей жизни,
которой я отдаюсь полностью и с радостью. Занятия с детьми, находящимися на длительном
лечении, не могут не влиять на тебя, твою личность. Быть госпитальным педагогом – это миссия,
которая требует понимания, что чувствует и хочет ребенок. Для этого нужно постоянно
развиваться и открывать для себя каждого из них – а это целый уникальный мир. Госпитальные
педагоги должны быть лучшими в своем ремесле, стоять на месте мы не можем. И самое
приятное, что нас много, а наша школа – моя команда!
За работу с детьми отмечен наградами, среди которых:
Медаль «молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования за результаты, внесшие значительной вклад в развитие теории и методологии педагогики;
Грамота Департамента образования и науки города Москвы за личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах Москвы;
Благодарность Московского педагогического государственного университета за научные достижения в области педагогического образования.
«Я пришел в Проект «УчимЗнаем» в 2016 году. Изучение физики
детьми в медицинском стационаре сложная задачка, решению
которой я посветил всего себя в последние несколько лет. Работая
индивидуально или в малых группах, я могу видеть горящие глаза
детей, которые открывают для себя такой интересный предмет и
узнают, как устроен мир вокруг нас.
Я каждый день ищу новые пути как увлечь ребят обсуждением
нового физического явления и выполнением лабораторных работ.
Родилась идея совместить игру в Lego и выполнение лабораторных
экспериментов по физике. Я разработал учебные модели,
используемые для проведения работ с использованием Lego. Моему
удивлению не было предела, когда я увидел в глазах ученицы 11
класса и ее мамы неподдельный интерес к выполнению
лабораторной работы.
Работа в госпитальной школе Проекта «УчимЗнаем» требует от
педагога постоянного профессионального и личностного развития.
Педагог должен вкладывать частичку своей души в каждое свое
действие на уроке и вне урока.
На мой взгляд, госпитальная педагогика – это область
«космической» педагогики и мне искренне хочется расширять
горизонты знаний для каждого своего ученика на каждом уроке.»
За работу с детьми, находящимися на длительном лечении, отмечен правительственными и общественными наградами:
Грамота Департамента образования и науки города Москвы за личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах Москвы.
«Что мне нравится в моей работе – она всегда разная. На
каждом уроке перед тобой стоит задача, что бы ребенок не просто
узнал что-то новое, но сделал это с максимальной улыбкой.
Поднимать настроение на уроке, делать из урока событие для детей
в госпитальной школе – отдельная задача педагога. Тьютор должен
уметь всё – правильно забивать гвоздь в стену в новой аудитории,
работать с самой современной техникой и научить этому коллег, а
дети уже умеют это сами.
Для того что бы объяснить тему ученику, я использую на уроках конструкторы LEGO education, которые позволяют в полной мере изучить ту или иную тему по физике в госпитальной школе. Я получаю невероятно удовольствие, когда вижу, что у ребенка все получается и он с удовольствием изучает физику. Работать со взрослыми во много раз легче, а ты попробуй сделать так, чтобы ребенок изучал физику как самый любимый предмет.
Проект «УчимЗнаем» каждый день открывает мир новых и разных активностей. Ты можешь вести уроки, помогать с обустройством аудиторий в новых корпусах больницы, проводить открытые уроки, мастер классы для своих коллег, по работе с современной образовательной средой и все это – за один день! Спасибо Проекту за то, что каждый день ты можешь стать лучше и повышать свои профессиональные навыки»
Мазанова
Ольга Юрьевна
учитель информатики государственного образовательного учреждения Республики Коми «Республиканский центр образования» в онкогематологическом отделении Республиканской детской клинической больницы (г. Сыктывкар, Республика Коми).
Ольга Юрьевна является победителем многочисленных олимпиад профессионального мастерства:
Победитель (2 место) Всероссийской олимпиады «Педагогическая практика» в номинации «Профессиональный стандарт педагога»;
Победитель (1 место) Всероссийской олимпиады «Эстафета знаний» в номинации «Исследовательская компетентность педагога – один из основных компонентов его профессионализма»;
Победитель (II место) Всероссийской олимпиады «Педагогический успех» в номинации: «Требования ФГОС к разработке рабочих программ».
«В системе образования я работаю почти 30 лет. Прошла все ступеньки карьерной лестницы – от школьного учителя до начальника отдела Министерства образования Республики Коми. Но всегда, независимо от занимаемой должности, работала учителем в школе. И всех специалистов своего отдела общего образования отправляла в школу, чтобы «не отрываться от земли». Дети – это глоток свежего воздуха в бюрократическом мире, это открытые сердца и честные эмоции. Детей невозможно заставить полюбить предмет или учителя. Именно поэтому, завершив государственную службу, я «ушла в учителя».
В госпитальной школе «УчимЗнаем» я работаю с 2019 года. Провожу уроки во всех 11 отделениях Детской Республиканской Клинической больницы. Я бегаю с ноутбуками по этажам и корпусам, и стараюсь нести детям позитив и хорошее настроение. Дети – такие дети! Поэтому мой портфель полон конфет, сувениров, красивых ручек и карандашей. Я зарегистрирована на всех мыслимых и немыслимых сайтах, мы принимаем участие в конкурсах и акциях, пишем письма, рисуем рисунки, снимаем видео. Дети – такие дети! Каждый ребенок, выписываясь после лечения, вместе с табелем увозит домой в портфолио сертификаты участников конкурсов и акций, дипломы и благодарственные письма.
Конечно, работа в госпитальной школе отличается от работы в массовой школе. Здесь невозможно «отсидеться» ни ребенку, ни учителю! Каждый урок превращается в шоу «импровизация». Каждый раскрывается, как весенний цветок под солнечными лучами, даря друг другу свет, знания и добро. Дети – такие дети! Они почти все у меня в друзьях в социальных сетях, они шлют мне свои фотографии и просят совета порой в совершенно не школьных вопросах.
Я счастлива, что работаю с детьми. Я счастлива, если ребенок смог хоть на время забыть о боли. Я счастлива, если ребенок захотел принять участие в конкурсе, в борьбе. Я счастлива, если у ребенка появилось желание жить».
Пареева
Юлия Ивановна
учитель начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа №575 Приморского района Санкт-Петербурга в Научно-исследовательском институте детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» (г. Санкт-Петербург).
«В детстве мне очень хотелось помогать людям и думаю, что я осуществила свою мечту. Первые семь лет своей педагогической деятельности я обучала детей, имеющих среднюю и тяжелую степень умственной отсталости в школе восьмого вида. Эта работа научила меня терпению, пониманию детей и умению использовать разнообразные методы обучения. Для меня это важный и интересный опыт, который я использую и по сей день.
В январе 2018 года для длительно болеющих детей открыла свои двери госпитальная школа «УчимЗнаем» в НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой. Я попала в мир, где для меня было всё новое и неизвестное, пугали слова: «рецидив», «бласты», «мукозит». Но я точно знала, что нужна этим детям. А для меня стало очень важно их учить.
v
Диагнозы, прогнозы – это всё не только для врачей, но за ними нужно видеть обыкновенного ребёнка, такого же, как все. Для педагога имеют значения любопытные глаза, смотрящие на тебя, когда садишься рядом с ребенком и начинаешь урок. Это огромное доверие, когда ребенок улыбается тебе, доверяет свои секреты и мечты о будущем. Его доверие нельзя не оправдать, ведь для него это так важно.
Самое сложное в моей работе – это навсегда покинувшие нас дети. Я помню каждого из них, обрывки наших разговоров и шутки, смех. И по сравнению с этим – всё остальное решаемо. Никакая болезнь не должна становиться между ребенком и его будущим – прекрасным и многообразным, таким, которое он выберет для себя сам. А мы просто поможем ему в этом.
Для меня весь Проект «УчимЗнаем» – это не просто про обучение длительно и тяжело болеющих детей. Это про будущее, которое здесь и сейчас мы строим по всей стране сообща».
Кочетова
Лариса Федоровна
учитель математики муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №33 Дзержинского района Волгограда» в детском онкогематологическом центре «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» (г. Волгоград, Волгоградская область).
Лариса Федоровна активно включилась в Проект «УчимЗнаем» с момента его открытия в 2021 году, отдавая Проекту все свои силы и энергию.
В госпитальной школе Лариса Федоровна преподает детям математику, уделяя большое внимание дифференциальному обучению с целью учета индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, состояния здоровья.
За время работы Кочетова Лариса Федоровна зарекомендовала себя профессионально грамотным, ответственным, творчески относящимся к работе учителем. Специальные знания и опыт позволяют ей квалифицированно подходить к организации инклюзивного образования на основе личностной направленности.
За длительную безупречную работу Лариса Федоровна неоднократно награждалась почетными грамотами администрации города Волгограда и Волгоградской области, а в 2007году награждена грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на моих уроках обусловлена той технологичной средой, которая появилась благодаря партнеру Проекта «УчимЗнаем» – компании Samsung: рабочее место каждого ученика оснащено планшетом, а класс-интерактивной панелью.
Игровые технологии делают мои уроки интересными, а детей счастливыми. Видеть в глазах детей радость – это и есть награда для учителя!»
Победитель Всероссийского конкурса в области образования «Учитель года – 2009», Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального Проекта «Образование», вице-президент Русской Ассоциации чтения, куратор модулей развития грамотности учащихся и учителей, Член комитета от России в Европейской организации госпитальной педагогики (НОРЕ), кандидат филологических наук.
Наталия Михайловна работает на флагманской площадке образовательного Проекта «УчимЗнаем» с первых дней его запуска и принимает активное участие в развитии образовательных площадок содружества госпитальных школ «УчимЗнаем». За её плечами существенный вклад в развитие госпитальной педагогики, внедрение содержательных программ в детском хосписе «Дом с маяком», методическая поддержка региональных площадок, международное представление московской модели госпитальной педагогики Проекта «УчимЗнаем» на конференциях в Финляндии, Литве, Великобритании, Польше, Эстонии, на Кипре, на всемирной конференции World Education Week, где 100 лучших школ мира презентовали свой опыт в работе с детьми.
Наталия Михайловна – автор Проектов по развитию читательской грамотности, Проекта «Портфолио читателя: Читать здорово!», ведущий мастер-классов «Образовательные возможности картинной галереи в больнице», «Квесты на расстоянии» и других, кроме того, педагог получила Грант Правительства Москвы в области образования и науки.
«Быть учителем госпитальной школы – значит верить. Верить в человека, в его силы, верить в возможность изменить не только жизнь своих учеников, но и мир с помощью образования. Это значит учиться новому во благо детей. Учиться всегда, везде и у всех со всеми»
Человек с активной гуманистической жизненной позицией. Он пришёл на Проект в 2016 году из фонда «Подари жизнь». На флагманской площадке Ринат Фанурьевич преподаёт детям информатику и занимается с ними фотографией, уча ребят смотреть на мир через сложное устройство объектива, основы композиции и цвета. В 2021 году на базе медиастудии «УчимЗнаем» вместе с детьми он запустил Проект «УчимЗнаем-ТV», где дети примеряют на себя роли участников новостной студии.
Педагог много трудов вкладывает в развитие образовательной среды в госпитальных школах на флагманской площадке и транслирует научно-методический опыт московской модели госпитальной педагогики по программе профессиональных стажировок на региональных площадках Проекта, где создаются условия академической реабилитации детей, находящихся на длительном лечении.
Ринат Фанурьевич – постоянный участник и организатор Всероссийских конференций с международным участием «УчимЗнаем – Заботливая школа» для госпитальных педагогов. Активность, которую он проявляет в развитии Проектной деятельности госпитальной школы награждена по заслугам благодарностью «За активное участие в проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра) и личный вклад в развитие добровольческого (волонтёрского) движения» от Дирекции по подготовке и проведению Года добровольца (волонтера) в России (2019) и благодарностью от Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах».
«Наша школа – моя команда! Сотрудники Проекта «УчимЗнаем» – настоящая и очень сплоченная команда. Это ощущается на всех площадках Проекта во всех регионах. И это – моя команда!»
Глазунова
Юлия Васильевна
учитель английского языка государственного общеобразовательного учреждения «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» в государственном учреждении здравоохранения «Забайкальский краевой онкологический диспансер» (г. Чита, Забайкальский край).
Благодаря личной заинтересованности и усердию Юлии Васильевны, дети школьного возраста, находящиеся на лечении в Забайкальском краевом онкологическом диспансере в отделении детской онкологии и гематологии, получили уникальную возможность для обучения в стенах больницы, за что Юлия Васильевна была отмечена правительственными и общественными наградами.
2019 год – Благодарственное письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края за активное участие в открытии региональной инновационной площадки федерального Проекта «УчимЗнаем».
2019 год – Награда Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва за личный вклад в создание полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских организаций Российской Федерации и активное участие в реализации Проекта «УчимЗнаем».
2020 год – Благодарственное письмо федерального образовательного Проекта «УчимЗнаем» по итогам 2019–2020 года.
«Главная задача госпитальной педагогики – психолого-медико-педагогическая реабилитация ребёнка и его дальнейшая адаптация в образовательной организации после завершения лечения. Совместная работа врачей и педагогов помогает успешной социально-педагогической реабилитации ребенка и способствует его скорейшему выздоровлению»
Анисимова
Светлана Андреевна
учитель истории и обществознания государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» в государственном автономном учреждении здравоохранения «Областная детская клиническая больница №1» (г. Екатеринбург, Свердловская область).
Светлана Андреевна принимает активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, вносит личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности в педагогических сообществах и среди госпитальных педагогов. Уверенный пользователь цифровых педагогических технологий, имеет персональный сайт учителя истории и обществознания, в 2020 году получила статус «Тренера Мобильного электронного образования».
Светлана Андреевна транслирует опыт госпитальной образовательной практики в академической среде и имеет ряд научных публикаций. Систематически участвует в школьных семинарах и педагогических советах, принимает участие в профессиональных конкурсах педагогов различного уровня. Под её руководством ученики ежегодно занимают призовые места в различных олимпиадах и конкурсах школьного, городского, областного, всероссийского и международного уровней.
«Госпитальная педагогика, на мой взгляд, одно из лучших явлений современности. Еще один шаг нашей цивилизации к гуманизму, защите и поддержке каждого маленького человека, который попал в беду. Наша задача – поддержание веры в будущее, в то, что мечты и устремления обязательно осуществятся».
Гвоздикова
Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Международный образовательный комплекс «Гармония – школа № 97» в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (г. Ижевск, Республика Удмуртия).
Елена Ивановна - сертифицированный преподаватель Google, учитель ЮНЕСКО, модератор предметного направления «Русский язык и литература» Сообщества педагогов Удмуртской Республики. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального Проекта «Образование» 2011 и 2017 гг.
Среди наград Елены Ивановной Благодарственное письмо Министерства образования и науки Удмуртской Республики, 2015; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2017.
Елена Ивановна считает, что главное для госпитального педагога – душа и сердце, умение выявить уникальный потенциал каждого ребенка, помочь ученику проявить свои лучшие качества, зажечь искру знания, создать ситуацию успеха.
«Госпитальная педагогика – успешное, быстро развивающееся направление современного образования. Главное для госпитального педагога – душа и сердце. Умение выявить потенциал каждого ребенка»
За работу с детьми, находящимися на длительном лечении, и участие в организации региональных площадок Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» отмечен многочисленными наградами:
2018 – Грамота Департамента образования и науки города Москвы за многолетнюю результативную работу, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения;
2019 – Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2019
2019 – Премия общественного признания – «Национальная премия – Мы будем жить!»
2019 – Лауреат Премии города Москвы в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, и реализацию Проекта “УчимЗнаем”».
2021 – Почетная Грамота Президента Российской Федерации за большой вклад в обеспечение деятельности образовательных учреждений в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации.
«Моя жизнь сильно изменилась, когда я пришел работать на флагманскую площадку Проекта «УчимЗнаем» в онкоцентре имени Дмитрия Рогачева. Здесь создана уникальная образовательная среда – яркая, современная, технологичная. Для меня работа здесь – это как ежедневный конкурс, где ты можешь и должен проявить свои лучшие качества и навыки. Самыми большими достижениями я считаю победы своих учеников. Когда они по-настоящему заинтересованы, когда я помог найти ответ на сложный вопрос, создал ситуацию успеха и мы вышли на новый уровень умений и знаний. Мы общаемся и после того, как ребята заканчивают лечение и двигаются дальше, нередко ребята приезжают в госпитальную школу – эти встречи для нас настоящий сюрприз! Трудно сдержать эмоции в такие моменты.
Наряду с педагогической работой мне посчастливилось быть руководителем программ регионального развития в Проектном офисе «УчимЗнаем». За время работы вместе с командой Проекта мы открыли уже более 40 госпитальных школ по всей России, потому что с успешным развитием лечения детской онкогематологии и других тяжелых заболеваний в России возникла необходимость организации полноценной образовательной среды для детей, которые долго находятся в изоляции, но могут, а главное, хотят учиться».
Тимофей Анатольевич не только занимается обучением детей, но и активно участвует в общественной деятельности, участвует профильных и не профильных в конференциях, организует конференции и конкурсы, добивается участия своих учеников в олимпиадах. Так, например, с 2019 года в рамках национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», его стараниями проводятся компетенции «Робототехника» и «Дополненная реальность».
Успехи и вовлечённость Тимофея Анатольевича в жизнь и развитие Проекта «УчимЗнаем» заслуженно награждены благодарностью «За активное участие в проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра) и личный вклад в развитие добровольческого (волонтёрского) движения» от Дирекции по подготовке и проведению Года добровольца (волонтера) в России (2019), грамотой Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах» (2020) и Почетной Грамотой Президента Российской Федерации за большой вклад в обеспечение деятельности образовательных учреждений в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации (2021).
«Смешанное обучение с каждым годом занимает все более лидирующие позиции в разнообразных системах мирового образования, приобретая все новые трактовки, варьируя соотношение ученик – электронная среда. Разнообразные Массовые открытые образовательные курсы, Электронные образовательные ресурсы, системы дистанционной поддержки учащихся становятся архитектурно все более сложными, вовлекают все больше разнообразных специалистов ИТ-индустрии, методистов сферы образования.
Госпитальная среда как нельзя лучше подходит для внедрения разнообразных идей и моделей смешанного обучения, поскольку сложные протоколы лечения онкологических заболеваний, постоянные смены интенсивной терапии и более легких периодов лечения, перемещение между стационаром, пансионатом кратковременного пребывания на период реабилитации и домом не позволяют ребенку быть полноценным участником образования. Его сложная педагогическая ситуация требует формирования таких важных компетенций, как способность самостоятельно обучаться, искать и верифицировать информацию, на хорошем уровне владеть ИКТ. Применение технологий смешанного обучения становится тем самым первым шагом для формирования единого образовательного пространства ребенка на всех этапах его академической, социальной и семейной реабилитации».
Копенкина
Людмила Павловна
учитель начальных классов государственного казенного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Средняя общеобразовательная школа №4» в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой» (г. Астрахань, Астраханская область).
Людмила Павловна работает с детьми, которые проходят длительное лечение, с 1984 года, её участие в Проекте «УчимЗнаем» на региональной площадке в Астраханской области началось в 2019 году. В списке наград педагога 2018,2019 г. – Благодарственное письмо Министерства образования и науки Астраханской области (2018, 2019), благодарственное письмо губернатора Астраханской области (2019).
Людмила Павловна свидетельствует, что Проект «Учим Знаем» полностью поменял отношение не только к учителю, но и ко всей госпитальной педагогике в целом. Благодаря методической и информационной поддержке флагманской площадки Проекта «УчимЗнаем» педагоги региональной площадки могут выстроить современный урок с применением различных технологий и реализовать самые смелые замыслы: «За все время работы я не видела такой поддержки и взаимовыручки, как в команде “Учим Знаем”. Педагогические чтения, вебинары, онлайн-встречи – это опыт коллег, который мы берем на вооружение и делимся своими наработками. Я нахожусь в постоянном поиске новых методик и возможностей, которые помогают заинтересовать ребенка и выстроить с ним доверительные отношения».
«Госпитальный педагог – это “особый вид” педагога, который помимо своих профессиональных качеств, должен нести огромную любовь к детям и к делу, которым занимается. Вот поэтому здесь нет случайных людей. На мой взгляд, особенность госпитальной педагогики в том, что здесь больше задействованы эмоциональные ресурсы, кроме того, нужно объективно оценивать достижения ребенка, восполняя пробелы в знаниях, и параллельно выявлять таланты, которые дадут ему толчок к развитию».
Рачева
Татьяна Николаевна
учитель математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественного-экологического профиля» в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница» (г. Пермь, Пермский край).
В детском онкологическом центре Пермского края Татьяна Николаевна работает с 2013 года. С 2018 года – участвует в Проекте «УчимЗнаем», и отмечает, что с включением в Проект детского онкологического цента работать стало интересно, появилась возможность изучать и использовать опыт московских специалистов, участвовать во всероссийских конкурсах детям, которые долго болеют, но тоже хотят проявить себя: «Математика один их самых сложных предметов в школе, поэтому занятия с ребятами проходят индивидуально. Тактично и деликатно выявляются проблемы в знаниях, на занятиях я помогаю детям почувствовать себя успешными, уверенными, знающими. Всегда приятно слышать от ребят: “И всё? Это так просто?!” Мы всегда понимаем, что самое главное – это преодолеть ощущение болезни, сделать из учебного процесса событие, тогда ребенок обязательно выздоровеет».
«Работая в госпитальной школе, получаешь колоссальный опыт, пересматриваешь свои жизненные позиции, многому учишься у детей. Работа в госпитальной школе накладывает свой отпечаток на уроки со школьниками».
Лауреат и обладатель многочисленных премий в области работы с детьми, находящимися на длительном лечении:
2016 – Победитель III Метапредметной олимпиады «Московский учитель»;
2017 – Финалист конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы 2017»;
2018 – Грамота Департамента образования и науки города Москвы за многолетнюю результативную работу, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения;
2019 – Лауреат Премии города Москвы в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, и реализацию Проекта “УчимЗнаем”».
«Огромное счастье, когда есть дело, которому посвящаешь всего себя полностью. В работе с детьми, находящимися на длительном лечении, по-другому ведь и нельзя. Ты действительно не просто учитель. «Открывай учебник, записывай тему, давай изучим внутреннее строение Земли», – так не получится. Ты еще и психолог, наставник, режиссер, актер, радиоведущий, певец, танцор, немного инженер и не знаешь никогда, кем еще станешь. Ты просто тихо вздохнешь и помолчишь, когда не нужно слов, ты улыбнешься даже тогда, когда внутри тебе больно. Потому что жизнь продолжается, и это уже хорошо. Ты завяжешься узлом, но сделаешь свое дело на совесть и на пять с тремя плюсами.
Работая в госпитальной школе, получаешь колоссальный опыт, пересматриваешь свои жизненные позиции, многому учишься у детей. Уроки с учениками школы “УчимЗнаем” накладывают глубокий отпечаток на тебя как на личность».
Сегодня Екатерина Сергеевна – педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, автор более 30 научных публикаций и методических пособий, руководитель Службы психолого-педагогического сопровождения флагманской площадки «УчимЗнаем» в Москве.
Екатерина Сергеевна работает с детьми разных возрастов, гармонично сочетая образовательный компонент и психологическое сопровождение. Кроме организации психолого-педагогического сопровождения, проведения консультаций, занятий, тренингов, педагог-психолог помогает реализовать практику на флагманской площадке Проекта для студентов вузов, обучающихся по специальностям клинической психологии, госпитальной педагогики, социальной работе. Является активным членом Российского психологического общества. Ежегодно принимает участие в российских и международных научных конференциях, проводит образовательные мастер-классы во время стажировочных сессий на региональных площадках Проекта «УчимЗнаем».
«Деятельность в госпитальной школе подразумевает полную отдачу, здесь нельзя быть наполовину или фрагментарно, потому что каждый ребенок – это отдельная, абсолютно уникальная судьба, со своими переживаниями, сложностями. И соприкасаясь с семьями, находящимися длительное время в больнице, важно быть очень бережным и принимающим человекам. А значит, постоянно работать над собой.
Мне нравится постоянно развиваться, учиться новому, открывать вместе с учениками неизведанные горизонты – это и про поиск ресурсов, и про планы на будущее и построение теплых, гармоничных отношений с окружающими. Очень важно быть рядом с людьми, которые близки по духу, по ценностным представлениям, тогда и дело идёт лучше и новые смыслы переживаешь».
Кропачева
Марина Игоревна
учитель математики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори» в Ленинградском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Детская клиническая больница» (г. Санкт-Петербург).
Марина Игоревна владеет творческим подходом к каждому ребёнку в преподавании своего предмета. За особые достижения в педагогике имеет благодарность Комитета образования Ленинградской области (2018), в том же году в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении» стала лауреатом конкурса «Учитель года России». На научных площадках представляет опыт работы госпитальной школы, использование цифровых ресурсов и образовательной платформы «Мобильная электронная школа» в работе с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских стационарах.
«До вхождения в Проект госпитальных школ «УчимЗнаем» я более тринадцать лет работала в общеобразовательной школе, шесть из них я учила детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в одной из школ Санкт-Петербурга. Этот опыт оказался очень полезным для последующей работы школе «УчимЗнаем».
В 2017 году в Детской клинической больнице Ленинградской области открылся учебный класс «УчимЗнаем» в отделении травматологии. И это событие стало для меня возвращением в педагогику. Я поняла и почувствовала, что мне нужно этим заниматься. Если после короткого общения со мной ребенок поймет что-то в математике, у него станет получаться, то я не зря работаю! Для меня, наверное, самое главное – видеть в глазах ребенка озарение и интерес.
Болезнь накладывает значительный отпечаток на ребенка, длительное пребывание в больнице или на лечении выбивает из привычного ритма жизни и окружения. Кроме того, математика – сложный предмет. И многие это ощущают при обучении в своей школе. А пребывая в больнице, замечаешь это вдвойне. И тут задача для педагога – показать, что математика – интересная наука. Объясняя ребенку сложный для него мир цифр и формул, приходится использовать разные средства дидактики, геймификацию, сторителлинг, привлекать литературу, музыку. Вроде бы кажется, что это не имеет никакого отношения к математике, а в итоге – математика! Это нужно! И хорошо видно, что у ребят появляется интерес.
В больнице обучение проходит точечно, практически индивидуально. Ребенок может открыться, получает возможность проявить себя, разобраться с пробелами, которые накопились в процессе обучения. И для меня, как педагога, этот процесс проходит каждый раз заново, я постоянно открываю для себя новые варианты подачи материала, учусь оперативно выявлять фронт работ. Участие в Проекте учит мгновенной реакции, сопереживать, постоянно учиться и искать варианты, которые будут эффективными.
Наша работа в больнице позволяет детям продолжать и учиться, и участвовать во внеурочной жизни, отвлекая от болезни и негативных переживаний».
Рыжова
Марина Ивановна
учитель химии и биологии казенного общеобразовательного учреждения Воронежской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в бюджетном учреждении здравоохранения «Воронежская областная детская клиническая больница № 1» (г. Воронеж, Воронежская область).
Марина Ивановна – учитель высшей квалификационной категории школы-оператора региональной площадки КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Работать учителем с детьми, проходящими длительные курсы лечения, начала в 2010 году. В Проекте «УчимЗнаем» – с момента открытия региональной площадки. За многолетнюю и плодотворную работу с детьми с особыми образовательными потребностями Марина Ивановна в 2017 году отмечена Благодарностями Министра здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Педагог много труда вкладывает в развитие образовательной среды в госпитальной школе, умеет выявить потенциал каждого ребенка и помочь ему проявить свои способности.
«Очень важно помочь ребенку, находящемуся на лечении, дать понять, что его жизнь не остановилась из-за болезни. Главное – чтобы каждый день ребенка был насыщен событиями. Когда у тебя время чем-то наполнено, то и жизнь по-другому течет. Работая в госпитальной школе, я стараюсь помочь ребенку не только не отстать от учебы, но восстановить нормальную жизнь во всем ее многообразии».
Шемчук
Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы государственного бюджетного учреждения Калининградской области «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Детская областная больница Калининградской области» (г. Калининград, Калининградская область).
За многолетний опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья имеет благодарности от министра образования Российской Федерации О.Ю. Васильевой и министра здравоохранения РФ В.И Скворцовой, губернатора Калининградской области А.А. Алиханова, министра образования Калининградской области С.С. Трусеневой.
«Школа вносит в жизнь больного ребёнка очень нужный для него
повседневный режим, который помогает отвлечься от тревог,
связанных с заболеванием. День мы начинаем с утреннего обхода,
узнаем о состоянии здоровья каждого ребенка, о назначенных
процедурах, корректируем расписание занятий и место их
проведения. У нас небольшое отделение и небольшая школа, с
индивидуальным подходом к каждому ребенку, к каждому родителю,
у нас есть возможность общения и с классными руководителями
наших ребят, с их одноклассниками.
Инновационная площадка на базе Калининградской областной
детской больницы дала возможность реабилитации детей через
образование. Тяжелая болезнь и долгое время нахождения в
больнице не останавливают течение жизни детей, ребята не отстают
от сверстников, общаются, с помощью образования помогают себе
преодолевать болезнь».
© 2014-2022, Проект «УчимЗнаем» ГБОУ Школа №109, г. Москва