Всероссийский конкурс «Учитель года России». Специальная номинация за творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении»
Идея конкурса для выявления и поддержки передовых школьных учителей, а также распространения их педагогического опыта зародилась в 1989 году в редакции «Учительской газеты» и уже через год впервые состоялся «Учитель года СССР». Начиная с 1992 года конкурс обретает всероссийский характер. Финалистом конкурса от каждого субъекта Российской Федерации может стать только один учитель – победитель трех этапов регионального уровня. Пять сильнейших педагогов года признаются призерами конкурса и только один одерживает абсолютную победу. В 2003 году впервые закрытие конкурса «Учитель года России» в Государственном Кремлевском дворце транслирует Первый канал.
Интересный факт
Идея организации профессионального состязания среди учителей была заимствована у коллег из США, где аналогичный конкурс проводится с 1944 года. В 1997 году победительница американского конкурса, педагог и писательница Шэрон Дрейпер посетила российский финал и отметила сложность конкурсной программы в России, заявив, что в США стать учителем года проще. История конкурса
В рамках конкурса «Учитель года России-2017» впервые была представлена специальная номинация «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах». На праздничном концерте в Государственном Кремлевском дворце, посвященном Дню учителя, педагогам Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» был вручен специальный приз – статуэтка, изготовленная знаменитым художником Юрием Борисовичем Норштейном. В первый раз в истории на сцене Государственного Кремлевского дворца награждение проводили Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева и Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова.
Специальная номинация создана по инициативе педагогической ассоциации «Педагог XXI века» и Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем». Важным критерием выбора каждого номинанта является не только творческая работа учителя с детьми, проходящими тяжелые и длительные курсы лечения в медицинских стационарах, но и его личный вклад в создание госпитальной школы в субъекте Российской Федерации.
Сергей Витальевич Шариков
Руководитель Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», PhD, почетный работник общего образования Российской Федерации
Несмотря на то, что награда вручается конкретным госпитальным педагогам, за их спинами находимся мы, наш опыт и лучшие практики обучения детей на длительном лечении.
Мы искренне поздравляем с высокой и заслуженной наградой всех госпитальных педагогов и благодарим за вклад в развитие полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении».
Ольга Юрьевна Васильева
Президент Российской академии образования, Министр образования и науки Российской Федерации (2016- 2018), Министр просвещения Российской Федерации (2018-2020), д.и.н., профессор
«Учитель – это одна из самых важных профессий, несущих добро и мудрость, создающих связь между поколениями. Но даже среди педагогов есть особенные, выделяющиеся даже среди своих коллег – те, кто работают в госпитальных школах и преподают детям, находящимся на длительном и тяжелом лечении. Потому что они наравне со всеми заслуживают качественного образования, любви и заботы.
Поэтому создание специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» было абсолютно необходимо, а каждый ее лауреат заслуживает своей награды»
Ежегодно учителя Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» становятся лауреатами специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» всероссийского конкурса «Учитель года России». В 2021 году на праздничном концерте в Государственном Кремлевском дворце был отдельно представлен блок инклюзивного образования и педагогов Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», работающих в этом направлении.
Лауреаты всероссийского конкурса «Учитель года России» в специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах»
Лауреаты 2023
Смирнова Лилия Ильдаровна
Тьютор, педагог дошкольного отделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва)
Цитата: Одним из важных достижений госпитальной педагогики в России за десять лет работы Проекта «УчимЗнаем» стало включение в полноценный образовательный процесс детей дошкольного возраста. Я понимаю свою большую личную ответственность за своих ребят, ведь самые важные процессы развития ребенка формируются до пяти лет. Главное не упустить это время, а приложить силы к созданию условий для всестороннего развития ребенка. В детских больницах более половины всех детей – это пациенты именно этой возрастной группы. Поэтому реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования стала составной частью Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», а разработка особых подходов к воспитанию дошколят в условиях длительного лечения в детских больницах - значимым направлением научно-методической работы нашего Центра знаний, профессиональных компетенций и наставничества в сфере госпитальной педагогики. Встречаясь с нашими маленькими воспитанниками и их родителями на площадках Проекта, я сама как ребенок радуюсь с каким азартом они познают мир при поддержке наших заботливых госпитальных педагогов.
Борсук Любовь Леонидовна
Учитель изобразительного искусства муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26» в Кузбасской детской клинической больнице имени профессора Ю.Е. Малаховского (г. Новокузнецк, Кемеровская область)
Цитата: Наивысшая награда для госпитального педагога – это когда ребенок говорит родителю: «Подожди немного, я порисую и потом поедем домой». Другая награда – горящие глаза детей и благодарные улыбки их родителей. Мы посвящаем себя тому, чтобы дать желание жить, познавать, учиться и улыбаться. Убеждена, что занятия правополушарным рисованием, арт-терапией, мандала-терапией, пением, сказками и стихами, играми и праздниками народного календаря дают свои положительные результаты как для болеющего ребенка, так и для родителей, которым нужна такая же помощь и поддержка. Стать учителем я мечтала всегда. А теперь я еще и искренне горжусь, что работаю в таком нужном и особенном месте как госпитальная школа «УчимЗнаем».
Малахова Наталья Михайловна
Учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42 с углубленным изучением английского языка» в Краевой детской клинической больнице (г. Ставрополь, Ставропольский край)
Цитата: Для меня школа в больнице - это особый мир и среда, не каждый педагог сможет работать там. Наверное, и слово «работа» здесь неуместно: это особая миссия - быть рядом с ребенком, проходящим тяжелое лечение, иногда потерявшим веру в себя, в свое будущее.
Как правило, еще до поступления в больницу во время постановки диагноза и первых шагов лечения ребенок начинает пропускать занятия в школе, и поступая в стационар, имеет серьезные академические дефициты, которые сначала необходимо восполнить, а затем приступать к программе. Трудности в обучении связаны и с тем, что дети находятся на химио – и гормонотерапии, естественно это отражается на их физическом и психологическом состоянии, снижает мотивацию к учению. И, конечно, попав в такую ситуацию, ребенок переживает колоссальные эмоции. Работа в таких условиях требует от учителя и тьютора высокого профессионализма. Школа в больнице – именно та среда, которая позволяет учителю проявиться на пике возможностей: установить контакт с ребёнком, расположить к себе, заинтересовать предметом, окружить заботой, организовать совместный досуг, а иногда – понять, что в эту минуту от него требуется только сочувственное, понимающее молчание.
Работа в госпитальной школе накладывает заметный отпечаток и на личность самого педагога. Происходит колоссальная переоценка ценностей, когда каждый день смотришь на ребенка, побеждающего болезнь, и учишься у него стойкости и жизнелюбию.
Милинцова Вера Александровна
Учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 26» в Областной детской клинической больнице (г. Ярославль, Ярославская область)
Цитата: Госпитальная педагогика - это не просто профессия, и даже не призвание. Для меня это, своего рода, особое служение. Приходя в палату или собирая своих воспитанников в учебный класс, госпитальный педагог не просто даёт знания. Он как проводник, который связывает ребёнка с миром, находящимся за пределами больничных стен. Госпитальная педагогика - мощный источник веры, надежды, любви! И без тени сомнения в успехе! А для самого педагога это настоящая школа жизни. Я счастлива быть в числе уникальной команды «УчимЗнаем»!
Малахов Андрей Сергеевич
Тьютор, учитель дополнительного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Благотворительном медицинском частном учреждении «Детский хоспис «Дом с маяком» (г. Москва)
Цитата: Каждый день в госпитальной школе не похож на другой. Но на любом уроке я должен не просто донести знания до детей, а сделать это так, чтобы они улыбались и чувствовали позитивные эмоции. Здесь невозможно просто «просидеть время» - только полная отдача, иначе ни о какой госпитальной педагогики не может быть и речи. В результате каждый ученик раскрывается, подобно весеннему цветку под лучами солнца, даря друг другу свет, знания и добро. И как можно отказаться от такого счастья?
2022
Гаврик Ирина Владимировна
Учитель иностранного языка краевого бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа дистанционного образования», Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства (Красноярский край, г. Красноярск)
Цитата:
Для меня госпитальная педагогика – это будущее современного образования, которое мы строим
своими руками прямо сейчас. В госпитальной среде у нас есть уникальная возможность не только
помогать выздоровлению ребенка, но и развивать его потенциал в различных областях. Мы
открываем новые идеи обучения, сталкиваясь с нестандартными трудностями, но каждый раз
преодолевая их. Так и творится история.
Артемьева Наталья Валерьевна
Учитель-дефектолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы № 91 г. Краснодара, Детская краевая клиническая больница
(Краснодарский край, г. Краснодар)
Цитата: Работа педагога - одна из самых важных и, одновременно, непростых профессий. Для детей учитель является самым значимым человеком на протяжении всего периода обучения. Для того, чтобы деятельность была продуктивной, к учащемуся нужно найти подход, учитывая его интересы и возможности, выстроить индивидуальную траекторию, создавая комфортные условия для обучения.
Работа в госпитальной педагогике дает мне возможность поделиться с детьми, которые не
посещают школу частичкой своих знаний и умений. Каждое занятие - это открытые и любопытные
глаза ребенка, смотря в которые, ты сама начинаешь светиться изнутри.
Для того, чтобы занятия проходили интересно, я включаю как традиционные методы, так и современные технологии. Цель моих занятий - не только дать необходимые знания ребенку, но и научить применять эти знания вне стен больницы, восполнить пробелы, которые появились во время длительного лечения.
Лебедева Анастасия Ивановна
Учитель истории и обществознания структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург)
Цитата: В своей работе для меня очень важно видеть горящие глаза ребенка. И когда я вижу школьников,
находящихся на длительном лечении в Медицинском центре им. Г.И. Турнера, то всегда замечаю
такой яркий блеск их глаз. Казалось бы, сейчас им так тяжело, нахождение в больнице выбивает
из нормальной жизни. Но именно поэтому они нуждаются в школе, которая напоминает им о
времени до заболевания, о друзьях и одноклассниках. А когда это еще и особенная госпитальная
школа, где учителя понимают тебя, а различные занятия не дают скучать – желание идти вперед
пробуждается как никогда сильно. И быть частью этого Проекта имеет для меня очень большое
значение.
Фёдоров Андрей Владимирович
Учитель-тьютор иностранного языка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109», Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина (г. Москва)
Цитата: Каждый день я и мои коллеги по всей стране приходим в школьные сектора больниц, в учебные зоны в медицинских отделениях, в палаты к детям, которые переживают тяжелый период своей жизни. Госпитальный учитель – это не просто человек, который придет и расскажет новую тему по предмету. Это человек, который возьмет ребенка за руку и проведет через этот тернистый путь: поддержит, поможет, посоветует, «зажжет» предметом, кружком. И тогда этот путь становится легче. На горизонте появляются цели, а в глазах детей - огонь и желание учиться. В такие моменты понимаешь, что ты на нужном месте.
Я счастлив быть членом команды «УчимЗнаем» и желаю всем коллегам профессиональных
успехов, а детям – скорейшего выздоровления и покорения намеченных вершин!
Широва Мария Феликсовна
Учитель-тьютор химии государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109», Российская детская клиническая больница (г. Москва)
Цитата: Каждый день, который я провожу в госпитальной школе «УчимЗнаем» в Российской детской клинической больнице, является для меня не просто рабочим. Это огромная часть моей жизни, которой я отдаюсь полностью и с радостью. Занятия с детьми, находящимися на длительном лечении, не могут не влиять на тебя, твою личность. Быть госпитальным педагогом – это миссия, которая требует понимания, что чувствует и хочет ребенок. Для этого нужно постоянно развиваться и открывать для себя каждого из них – а это целый уникальный мир. Госпитальные педагоги должны быть лучшими в своем ремесле, стоять на месте мы не можем. И самое приятное, что нас много, а наша школа – моя команда!
2021
Лоскутов Александр Федорович
Тьютор, учитель физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (г. Москва).
За работу с детьми отмечен наградами, среди которых:
Медаль «молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования за результаты, внесшие значительной вклад в развитие теории и методологии педагогики;
Грамота Департамента образования и науки города Москвы за личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах Москвы;
Благодарность Московского педагогического государственного университета за научные достижения в области педагогического образования.
Цитата: «Я пришел в Проект «УчимЗнаем» в 2016 году. Изучение физики детьми в медицинском стационаре сложная задачка, решению которой я посветил всего себя в последние несколько лет. Работая индивидуально или в малых группах, я могу видеть горящие глаза детей, которые открывают для себя такой интересный предмет и узнают, как устроен мир вокруг нас.
Я каждый день ищу новые пути как увлечь ребят обсуждением нового физического явления и выполнением лабораторных работ. Родилась идея совместить игру в Lego и выполнение лабораторных экспериментов по физике. Я разработал учебные модели, используемые для проведения работ с использованием Lego. Моему удивлению не было предела, когда я увидел в глазах ученицы 11 класса и ее мамы неподдельный интерес к выполнению лабораторной работы.
Работа в госпитальной школе Проекта «УчимЗнаем» требует от педагога постоянного профессионального и личностного развития. Педагог должен вкладывать частичку своей души в каждое свое действие на уроке и вне урока.
На мой взгляд, госпитальная педагогика – это область «космической» педагогики и мне искренне хочется расширять горизонты знаний для каждого своего ученика на каждом уроке.»
Коровин Никита Владимирович
Тьютор, учитель физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города
Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском
центре онкологии имени Н.Н. Блохина (г. Москва).
За работу с детьми, находящимися на длительном лечении, отмечен правительственными и общественными наградами:
Грамота Департамента образования и науки города Москвы за личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах Москвы.
Цитата: «Что мне нравится в моей работе – она всегда разная. На каждом уроке перед тобой стоит задача, что бы ребенок не просто узнал что-то новое, но сделал это с максимальной улыбкой. Поднимать настроение на уроке, делать из урока событие для детей в госпитальной школе – отдельная задача педагога. Тьютор должен уметь всё – правильно забивать гвоздь в стену в новой аудитории, работать с самой современной техникой и научить этому коллег, а дети уже умеют это сами.
Для того что бы объяснить тему ученику, я использую на уроках конструкторы LEGO education, которые позволяют в полной мере изучить ту или иную тему по физике в госпитальной школе. Я получаю невероятно удовольствие, когда вижу, что у ребенка все получается и он с удовольствием изучает физику. Работать со взрослыми во много раз легче, а ты попробуй сделать так, чтобы ребенок изучал физику как самый любимый предмет.
Проект «УчимЗнаем» каждый день открывает мир новых и разных активностей. Ты можешь вести уроки, помогать с обустройством аудиторий в новых корпусах больницы, проводить открытые уроки, мастер классы для своих коллег, по работе с современной образовательной средой и все это – за один день! Спасибо Проекту за то, что каждый день ты можешь стать лучше и повышать свои профессиональные навыки»
Мазанова Ольга Юрьевна
Учитель информатики государственного образовательного учреждения Республики Коми «Республиканский центр образования» в онкогематологическом отделении Республиканской детской клинической больницы (г. Сыктывкар, Республика Коми).
Ольга Юрьевна является победителем многочисленных олимпиад профессионального мастерства:
Победитель (2 место) Всероссийской олимпиады «Педагогическая практика» в номинации «Профессиональный стандарт педагога»;
Победитель (1 место) Всероссийской олимпиады «Эстафета знаний» в номинации «Исследовательская компетентность педагога – один из основных компонентов его профессионализма»;
Победитель (II место) Всероссийской олимпиады «Педагогический успех» в номинации: «Требования ФГОС к разработке рабочих программ».
Цитата: «В системе образования я работаю почти 30 лет. Прошла все ступеньки карьерной лестницы – от школьного учителя до начальника отдела Министерства образования Республики Коми. Но всегда, независимо от занимаемой должности, работала учителем в школе. И всех специалистов своего отдела общего образования отправляла в школу, чтобы «не отрываться от земли». Дети – это глоток свежего воздуха в бюрократическом мире, это открытые сердца и честные эмоции. Детей невозможно заставить полюбить предмет или учителя. Именно поэтому, завершив государственную службу, я «ушла в учителя».
В госпитальной школе «УчимЗнаем» я работаю с 2019 года. Провожу уроки во всех 11 отделениях Детской Республиканской Клинической больницы. Я бегаю с ноутбуками по этажам и корпусам, и стараюсь нести детям позитив и хорошее настроение. Дети – такие дети! Поэтому мой портфель полон конфет, сувениров, красивых ручек и карандашей. Я зарегистрирована на всех мыслимых и немыслимых сайтах, мы принимаем участие в конкурсах и акциях, пишем письма, рисуем рисунки, снимаем видео. Дети – такие дети! Каждый ребенок, выписываясь после лечения, вместе с табелем увозит домой в портфолио сертификаты участников конкурсов и акций, дипломы и благодарственные письма.
Конечно, работа в госпитальной школе отличается от работы в массовой школе. Здесь невозможно «отсидеться» ни ребенку, ни учителю! Каждый урок превращается в шоу «импровизация». Каждый раскрывается, как весенний цветок под солнечными лучами, даря друг другу свет, знания и добро. Дети – такие дети! Они почти все у меня в друзьях в социальных сетях, они шлют мне свои фотографии и просят совета порой в совершенно не школьных вопросах.
Я счастлива, что работаю с детьми. Я счастлива, если ребенок смог хоть на время забыть о боли. Я счастлива, если ребенок захотел принять участие в конкурсе, в борьбе. Я счастлива, если у ребенка появилось желание жить».
Пареева Юлия Ивановна
Учитель начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа №575 Приморского района Санкт-Петербурга в Научно-исследовательском институте детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» (г. Санкт-Петербург).
Цитата:«В детстве мне очень хотелось помогать людям и думаю, что я осуществила свою мечту. Первые семь лет своей педагогической деятельности я обучала детей, имеющих среднюю и тяжелую степень умственной отсталости в школе восьмого вида. Эта работа научила меня терпению, пониманию детей и умению использовать разнообразные методы обучения. Для меня это важный и интересный опыт, который я использую и по сей день.
В январе 2018 года для длительно болеющих детей открыла свои двери госпитальная школа «УчимЗнаем» в НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой. Я попала в мир, где для меня было всё новое и неизвестное, пугали слова: «рецидив», «бласты», «мукозит». Но я точно знала, что нужна этим детям. А для меня стало очень важно их учить. v Диагнозы, прогнозы – это всё не только для врачей, но за ними нужно видеть обыкновенного ребёнка, такого же, как все. Для педагога имеют значения любопытные глаза, смотрящие на тебя, когда садишься рядом с ребенком и начинаешь урок. Это огромное доверие, когда ребенок улыбается тебе, доверяет свои секреты и мечты о будущем. Его доверие нельзя не оправдать, ведь для него это так важно.
Самое сложное в моей работе – это навсегда покинувшие нас дети. Я помню каждого из них, обрывки наших разговоров и шутки, смех. И по сравнению с этим – всё остальное решаемо. Никакая болезнь не должна становиться между ребенком и его будущим – прекрасным и многообразным, таким, которое он выберет для себя сам. А мы просто поможем ему в этом.
Для меня весь Проект «УчимЗнаем» – это не просто про обучение длительно и тяжело болеющих детей. Это про будущее, которое здесь и сейчас мы строим по всей стране сообща».
Кочетова Лариса Федоровна
Учитель математики муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №33 Дзержинского района Волгограда» в детском онкогематологическом центре «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» (г. Волгоград, Волгоградская область).
Лариса Федоровна активно включилась в Проект «УчимЗнаем» с момента его открытия в 2021 году, отдавая Проекту все свои силы и энергию.
В госпитальной школе Лариса Федоровна преподает детям математику, уделяя большое внимание дифференциальному обучению с целью учета индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, состояния здоровья.
За время работы Кочетова Лариса Федоровна зарекомендовала себя профессионально грамотным, ответственным, творчески относящимся к работе учителем. Специальные знания и опыт позволяют ей квалифицированно подходить к организации инклюзивного образования на основе личностной направленности.
За длительную безупречную работу Лариса Федоровна неоднократно награждалась почетными грамотами администрации города Волгограда и Волгоградской области, а в 2007году награждена грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Цитата:«Активизация познавательной деятельности учащихся на моих уроках обусловлена той технологичной средой, которая появилась благодаря партнеру Проекта «УчимЗнаем» – компании Samsung: рабочее место каждого ученика оснащено планшетом, а класс-интерактивной панелью.
Игровые технологии делают мои уроки интересными, а детей счастливыми. Видеть в глазах детей радость – это и есть награда для учителя!»
2020
Курикалова Наталия Михайловна
Тьютор, методист государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (г. Москва).
Победитель Всероссийского конкурса в области образования «Учитель года – 2009», Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального Проекта «Образование», вице-президент Русской Ассоциации чтения, куратор модулей развития грамотности учащихся и учителей, Член комитета от России в Европейской организации госпитальной педагогики (НОРЕ), кандидат филологических наук.
Наталия Михайловна работает на флагманской площадке образовательного Проекта «УчимЗнаем» с первых дней его запуска и принимает активное участие в развитии образовательных площадок содружества госпитальных школ «УчимЗнаем». За её плечами существенный вклад в развитие госпитальной педагогики, внедрение содержательных программ в детском хосписе «Дом с маяком», методическая поддержка региональных площадок, международное представление московской модели госпитальной педагогики Проекта «УчимЗнаем» на конференциях в Финляндии, Литве, Великобритании, Польше, Эстонии, на Кипре, на всемирной конференции World Education Week, где 100 лучших школ мира презентовали свой опыт в работе с детьми.
Наталия Михайловна – автор Проектов по развитию читательской грамотности, Проекта «Портфолио читателя: Читать здорово!», ведущий мастер-классов «Образовательные возможности картинной галереи в больнице», «Квесты на расстоянии» и других, кроме того, педагог получила Грант Правительства Москвы в области образования и науки.
Цитата:«Быть учителем госпитальной школы – значит верить. Верить в человека, в его силы, верить в возможность изменить не только жизнь своих учеников, но и мир с помощью образования. Это значит учиться новому во благо детей. Учиться всегда, везде и у всех со всеми»
Шайдуллин Ринат Фанурьевич
Тьютор, учитель информатики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Н.Н. Блохина (г. Москва).
Человек с активной гуманистической жизненной позицией. Он пришёл на Проект в 2016 году из фонда «Подари жизнь». На флагманской площадке Ринат Фанурьевич преподаёт детям информатику и занимается с ними фотографией, уча ребят смотреть на мир через сложное устройство объектива, основы композиции и цвета. В 2021 году на базе медиастудии «УчимЗнаем» вместе с детьми он запустил Проект «УчимЗнаем-ТV», где дети примеряют на себя роли участников новостной студии.
Педагог много трудов вкладывает в развитие образовательной среды в госпитальных школах на флагманской площадке и транслирует научно-методический опыт московской модели госпитальной педагогики по программе профессиональных стажировок на региональных площадках Проекта, где создаются условия академической реабилитации детей, находящихся на длительном лечении.
Ринат Фанурьевич – постоянный участник и организатор Всероссийских конференций с международным участием «УчимЗнаем – Заботливая школа» для госпитальных педагогов. Активность, которую он проявляет в развитии Проектной деятельности госпитальной школы награждена по заслугам благодарностью «За активное участие в проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра) и личный вклад в развитие добровольческого (волонтёрского) движения» от Дирекции по подготовке и проведению Года добровольца (волонтера) в России (2019) и благодарностью от Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах».
Цитата:«Наша школа – моя команда! Сотрудники Проекта «УчимЗнаем» – настоящая и очень сплоченная команда. Это ощущается на всех площадках Проекта во всех регионах. И это – моя команда!»
Глазунова Юлия Васильевна
Учитель английского языка государственного общеобразовательного учреждения «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» в государственном учреждении здравоохранения «Забайкальский краевой онкологический диспансер» (г. Чита, Забайкальский край).
Благодаря личной заинтересованности и усердию Юлии Васильевны, дети школьного возраста, находящиеся на лечении в Забайкальском краевом онкологическом диспансере в отделении детской онкологии и гематологии, получили уникальную возможность для обучения в стенах больницы, за что Юлия Васильевна была отмечена правительственными и общественными наградами.
2019 год – Благодарственное письмо Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края за активное участие в открытии региональной инновационной площадки федерального Проекта «УчимЗнаем».
2019 год – Награда Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва за личный вклад в создание полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских организаций Российской Федерации и активное участие в реализации Проекта «УчимЗнаем».
2020 год – Благодарственное письмо федерального образовательного Проекта «УчимЗнаем» по итогам 2019–2020 года.
Цитата:«Главная задача госпитальной педагогики – психолого-медико-педагогическая реабилитация ребёнка и его дальнейшая адаптация в образовательной организации после завершения лечения. Совместная работа врачей и педагогов помогает успешной социально-педагогической реабилитации ребенка и способствует его скорейшему выздоровлению»
Анисимова Светлана Андреевна
учитель истории и обществознания государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» в государственном автономном учреждении здравоохранения «Областная детская клиническая больница №1» (г. Екатеринбург, Свердловская область).
Светлана Андреевна принимает активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, вносит личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности в педагогических сообществах и среди госпитальных педагогов. Уверенный пользователь цифровых педагогических технологий, имеет персональный сайт учителя истории и обществознания, в 2020 году получила статус «Тренера Мобильного электронного образования».
Светлана Андреевна транслирует опыт госпитальной образовательной практики в академической среде и имеет ряд научных публикаций. Систематически участвует в школьных семинарах и педагогических советах, принимает участие в профессиональных конкурсах педагогов различного уровня. Под её руководством ученики ежегодно занимают призовые места в различных олимпиадах и конкурсах школьного, городского, областного, всероссийского и международного уровней.
Цитата: «Госпитальная педагогика, на мой взгляд, одно из лучших явлений современности. Еще один шаг нашей цивилизации к гуманизму, защите и поддержке каждого маленького человека, который попал в беду. Наша задача – поддержание веры в будущее, в то, что мечты и устремления обязательно осуществятся».
Гвоздикова Елена Ивановна
Учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Международный образовательный комплекс «Гармония – школа № 97» в бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (г. Ижевск, Республика Удмуртия).
Елена Ивановна - сертифицированный преподаватель Google, учитель ЮНЕСКО, модератор предметного направления «Русский язык и литература» Сообщества педагогов Удмуртской Республики. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального Проекта «Образование» 2011 и 2017 гг.
Среди наград Елены Ивановной Благодарственное письмо Министерства образования и науки Удмуртской Республики, 2015; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2017. Елена Ивановна считает, что главное для госпитального педагога – душа и сердце, умение выявить уникальный потенциал каждого ребенка, помочь ученику проявить свои лучшие качества, зажечь искру знания, создать ситуацию успеха.
Цитата: «Госпитальная педагогика – успешное, быстро развивающееся направление современного образования. Главное для госпитального педагога – душа и сердце. Умение выявить потенциал каждого ребенка»
2019
Долуев Иван Юрьевич
Тьютор, учитель истории и обществознания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (г. Москва).
За работу с детьми, находящимися на длительном лечении, и участие в организации региональных площадок Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» отмечен многочисленными наградами:
2018 – Грамота Департамента образования и науки города Москвы за многолетнюю результативную работу, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения;
2019 – Министерство просвещения Российской Федерации, лауреат специального приза в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2019
2019 – Премия общественного признания – «Национальная премия – Мы будем жить!»
2019 – Лауреат Премии города Москвы в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, и реализацию Проекта “УчимЗнаем”».
2021 – Почетная Грамота Президента Российской Федерации за большой вклад в обеспечение деятельности образовательных учреждений в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации.
Цитата: «Моя жизнь сильно изменилась, когда я пришел работать на флагманскую площадку Проекта «УчимЗнаем» в онкоцентре имени Дмитрия Рогачева. Здесь создана уникальная образовательная среда – яркая, современная, технологичная. Для меня работа здесь – это как ежедневный конкурс, где ты можешь и должен проявить свои лучшие качества и навыки. Самыми большими достижениями я считаю победы своих учеников. Когда они по-настоящему заинтересованы, когда я помог найти ответ на сложный вопрос, создал ситуацию успеха и мы вышли на новый уровень умений и знаний. Мы общаемся и после того, как ребята заканчивают лечение и двигаются дальше, нередко ребята приезжают в госпитальную школу – эти встречи для нас настоящий сюрприз! Трудно сдержать эмоции в такие моменты.
Наряду с педагогической работой мне посчастливилось быть руководителем программ регионального развития в Проектном офисе «УчимЗнаем». За время работы вместе с командой Проекта мы открыли уже более 40 госпитальных школ по всей России, потому что с успешным развитием лечения детской онкогематологии и других тяжелых заболеваний в России возникла необходимость организации полноценной образовательной среды для детей, которые долго находятся в изоляции, но могут, а главное, хотят учиться».
Разбегин Тимофей Анатольевич
Тьютор, учитель математики и дополнительного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (г. Москва).
Тимофей Анатольевич не только занимается обучением детей, но и активно участвует в общественной деятельности, участвует профильных и не профильных в конференциях, организует конференции и конкурсы, добивается участия своих учеников в олимпиадах. Так, например, с 2019 года в рамках национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», его стараниями проводятся компетенции «Робототехника» и «Дополненная реальность».
Успехи и вовлечённость Тимофея Анатольевича в жизнь и развитие Проекта «УчимЗнаем» заслуженно награждены благодарностью «За активное участие в проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра) и личный вклад в развитие добровольческого (волонтёрского) движения» от Дирекции по подготовке и проведению Года добровольца (волонтера) в России (2019), грамотой Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги в достижении высоких результатов учащихся с особыми образовательными потребностями, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах» (2020) и Почетной Грамотой Президента Российской Федерации за большой вклад в обеспечение деятельности образовательных учреждений в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации (2021).
Цитата: «Смешанное обучение с каждым годом занимает все более лидирующие позиции в разнообразных системах мирового образования, приобретая все новые трактовки, варьируя соотношение ученик – электронная среда. Разнообразные Массовые открытые образовательные курсы, Электронные образовательные ресурсы, системы дистанционной поддержки учащихся становятся архитектурно все более сложными, вовлекают все больше разнообразных специалистов ИТ-индустрии, методистов сферы образования.
Госпитальная среда как нельзя лучше подходит для внедрения разнообразных идей и моделей смешанного обучения, поскольку сложные протоколы лечения онкологических заболеваний, постоянные смены интенсивной терапии и более легких периодов лечения, перемещение между стационаром, пансионатом кратковременного пребывания на период реабилитации и домом не позволяют ребенку быть полноценным участником образования. Его сложная педагогическая ситуация требует формирования таких важных компетенций, как способность самостоятельно обучаться, искать и верифицировать информацию, на хорошем уровне владеть ИКТ. Применение технологий смешанного обучения становится тем самым первым шагом для формирования единого образовательного пространства ребенка на всех этапах его академической, социальной и семейной реабилитации».
Копенкина Людмила Павловна
Учитель начальных классов государственного казенного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Средняя общеобразовательная школа №4» в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой» (г. Астрахань, Астраханская область).
Людмила Павловна работает с детьми, которые проходят длительное лечение, с 1984 года, её участие в Проекте «УчимЗнаем» на региональной площадке в Астраханской области началось в 2019 году. В списке наград педагога 2018,2019 г. – Благодарственное письмо Министерства образования и науки Астраханской области (2018, 2019), благодарственное письмо губернатора Астраханской области (2019).
Людмила Павловна свидетельствует, что Проект «Учим Знаем» полностью поменял отношение не только к учителю, но и ко всей госпитальной педагогике в целом. Благодаря методической и информационной поддержке флагманской площадки Проекта «УчимЗнаем» педагоги региональной площадки могут выстроить современный урок с применением различных технологий и реализовать самые смелые замыслы: «За все время работы я не видела такой поддержки и взаимовыручки, как в команде “Учим Знаем”. Педагогические чтения, вебинары, онлайн-встречи – это опыт коллег, который мы берем на вооружение и делимся своими наработками. Я нахожусь в постоянном поиске новых методик и возможностей, которые помогают заинтересовать ребенка и выстроить с ним доверительные отношения».
Цитата: «Госпитальный педагог – это “особый вид” педагога, который помимо своих профессиональных качеств, должен нести огромную любовь к детям и к делу, которым занимается. Вот поэтому здесь нет случайных людей. На мой взгляд, особенность госпитальной педагогики в том, что здесь больше задействованы эмоциональные ресурсы, кроме того, нужно объективно оценивать достижения ребенка, восполняя пробелы в знаниях, и параллельно выявлять таланты, которые дадут ему толчок к развитию».
Рачева Татьяна Николаевна
Учитель математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественного-экологического профиля» в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Пермского края «Краевая детская клиническая больница» (г. Пермь, Пермский край).
В детском онкологическом центре Пермского края Татьяна Николаевна работает с 2013 года. С 2018 года – участвует в Проекте «УчимЗнаем», и отмечает, что с включением в Проект детского онкологического цента работать стало интересно, появилась возможность изучать и использовать опыт московских специалистов, участвовать во всероссийских конкурсах детям, которые долго болеют, но тоже хотят проявить себя: «Математика один их самых сложных предметов в школе, поэтому занятия с ребятами проходят индивидуально. Тактично и деликатно выявляются проблемы в знаниях, на занятиях я помогаю детям почувствовать себя успешными, уверенными, знающими. Всегда приятно слышать от ребят: “И всё? Это так просто?!” Мы всегда понимаем, что самое главное – это преодолеть ощущение болезни, сделать из учебного процесса событие, тогда ребенок обязательно выздоровеет».
Цитата: «Работая в госпитальной школе, получаешь колоссальный опыт, пересматриваешь свои жизненные позиции, многому учишься у детей. Работа в госпитальной школе накладывает свой отпечаток на уроки со школьниками»
2018
Гусев Иван Алексеевич
Тьютор, учитель географии государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (г. Москва).
Лауреат и обладатель многочисленных премий в области работы с детьми, находящимися на длительном лечении:
2016 – Победитель III Метапредметной олимпиады «Московский учитель»;
2017 – Финалист конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы 2017»;
2018 – Грамота Департамента образования и науки города Москвы за многолетнюю результативную работу, значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения;
2019 – Лауреат Премии города Москвы в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, и реализацию Проекта “УчимЗнаем”».
Цитата: «Огромное счастье, когда есть дело, которому посвящаешь всего себя полностью. В работе с детьми, находящимися на длительном лечении, по-другому ведь и нельзя. Ты действительно не просто учитель. «Открывай учебник, записывай тему, давай изучим внутреннее строение Земли», – так не получится. Ты еще и психолог, наставник, режиссер, актер, радиоведущий, певец, танцор, немного инженер и не знаешь никогда, кем еще станешь. Ты просто тихо вздохнешь и помолчишь, когда не нужно слов, ты улыбнешься даже тогда, когда внутри тебе больно. Потому что жизнь продолжается, и это уже хорошо. Ты завяжешься узлом, но сделаешь свое дело на совесть и на пять с тремя плюсами.
Работая в госпитальной школе, получаешь колоссальный опыт, пересматриваешь свои жизненные позиции, многому учишься у детей. Уроки с учениками школы “УчимЗнаем” накладывают глубокий отпечаток на тебя как на личность».
Зорина Екатерина Сергеевна
Тьютор, педагог-психолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (г. Москва).
Сегодня Екатерина Сергеевна – педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, автор более 30 научных публикаций и методических пособий, руководитель Службы психолого-педагогического сопровождения флагманской площадки «УчимЗнаем» в Москве.
Екатерина Сергеевна работает с детьми разных возрастов, гармонично сочетая образовательный компонент и психологическое сопровождение. Кроме организации психолого-педагогического сопровождения, проведения консультаций, занятий, тренингов, педагог-психолог помогает реализовать практику на флагманской площадке Проекта для студентов вузов, обучающихся по специальностям клинической психологии, госпитальной педагогики, социальной работе. Является активным членом Российского психологического общества. Ежегодно принимает участие в российских и международных научных конференциях, проводит образовательные мастер-классы во время стажировочных сессий на региональных площадках Проекта «УчимЗнаем».
Цитата: «Деятельность в госпитальной школе подразумевает полную отдачу, здесь нельзя быть наполовину или фрагментарно, потому что каждый ребенок – это отдельная, абсолютно уникальная судьба, со своими переживаниями, сложностями. И соприкасаясь с семьями, находящимися длительное время в больнице, важно быть очень бережным и принимающим человекам. А значит, постоянно работать над собой.
Мне нравится постоянно развиваться, учиться новому, открывать вместе с учениками неизведанные горизонты – это и про поиск ресурсов, и про планы на будущее и построение теплых, гармоничных отношений с окружающими. Очень важно быть рядом с людьми, которые близки по духу, по ценностным представлениям, тогда и дело идёт лучше и новые смыслы переживаешь».
Кропачева Марина Игоревна
Учитель математики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори» в Ленинградском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Детская клиническая больница» (г. Санкт-Петербург).
Марина Игоревна владеет творческим подходом к каждому ребёнку в преподавании своего предмета. За особые достижения в педагогике имеет благодарность Комитета образования Ленинградской области (2018), в том же году в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении» стала лауреатом конкурса «Учитель года России». На научных площадках представляет опыт работы госпитальной школы, использование цифровых ресурсов и образовательной платформы «Мобильная электронная школа» в работе с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских стационарах.
Цитата: «До вхождения в Проект госпитальных школ «УчимЗнаем» я более тринадцать лет работала в общеобразовательной школе, шесть из них я учила детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в одной из школ Санкт-Петербурга. Этот опыт оказался очень полезным для последующей работы школе «УчимЗнаем».
В 2017 году в Детской клинической больнице Ленинградской области открылся учебный класс «УчимЗнаем» в отделении травматологии. И это событие стало для меня возвращением в педагогику. Я поняла и почувствовала, что мне нужно этим заниматься. Если после короткого общения со мной ребенок поймет что-то в математике, у него станет получаться, то я не зря работаю! Для меня, наверное, самое главное – видеть в глазах ребенка озарение и интерес.
Болезнь накладывает значительный отпечаток на ребенка, длительное пребывание в больнице или на лечении выбивает из привычного ритма жизни и окружения. Кроме того, математика – сложный предмет. И многие это ощущают при обучении в своей школе. А пребывая в больнице, замечаешь это вдвойне. И тут задача для педагога – показать, что математика – интересная наука. Объясняя ребенку сложный для него мир цифр и формул, приходится использовать разные средства дидактики, геймификацию, сторителлинг, привлекать литературу, музыку. Вроде бы кажется, что это не имеет никакого отношения к математике, а в итоге – математика! Это нужно! И хорошо видно, что у ребят появляется интерес.
В больнице обучение проходит точечно, практически индивидуально. Ребенок может открыться, получает возможность проявить себя, разобраться с пробелами, которые накопились в процессе обучения. И для меня, как педагога, этот процесс проходит каждый раз заново, я постоянно открываю для себя новые варианты подачи материала, учусь оперативно выявлять фронт работ. Участие в Проекте учит мгновенной реакции, сопереживать, постоянно учиться и искать варианты, которые будут эффективными.
Наша работа в больнице позволяет детям продолжать и учиться, и участвовать во внеурочной жизни, отвлекая от болезни и негативных переживаний».
2017
Рыжова Марина Ивановна
Учитель химии и биологии казенного общеобразовательного учреждения Воронежской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в бюджетном учреждении здравоохранения «Воронежская областная детская клиническая больница № 1» (г. Воронеж, Воронежская область).
Марина Ивановна – учитель высшей квалификационной категории школы-оператора региональной площадки КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Работать учителем с детьми, проходящими длительные курсы лечения, начала в 2010 году. В Проекте «УчимЗнаем» – с момента открытия региональной площадки. За многолетнюю и плодотворную работу с детьми с особыми образовательными потребностями Марина Ивановна в 2017 году отмечена Благодарностями Министра здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Педагог много труда вкладывает в развитие образовательной среды в госпитальной школе, умеет выявить потенциал каждого ребенка и помочь ему проявить свои способности.
Цитата: «Очень важно помочь ребенку, находящемуся на лечении, дать понять, что его жизнь не остановилась из-за болезни. Главное – чтобы каждый день ребенка был насыщен событиями. Когда у тебя время чем-то наполнено, то и жизнь по-другому течет. Работая в госпитальной школе, я стараюсь помочь ребенку не только не отстать от учебы, но восстановить нормальную жизнь во всем ее многообразии».
Болезнь накладывает значительный отпечаток на ребенка, длительное пребывание в больнице или на лечении выбивает из привычного ритма жизни и окружения. Кроме того, математика – сложный предмет. И многие это ощущают при обучении в своей школе. А пребывая в больнице, замечаешь это вдвойне. И тут задача для педагога – показать, что математика – интересная наука. Объясняя ребенку сложный для него мир цифр и формул, приходится использовать разные средства дидактики, геймификацию, сторителлинг, привлекать литературу, музыку. Вроде бы кажется, что это не имеет никакого отношения к математике, а в итоге – математика! Это нужно! И хорошо видно, что у ребят появляется интерес.
В больнице обучение проходит точечно, практически индивидуально. Ребенок может открыться, получает возможность проявить себя, разобраться с пробелами, которые накопились в процессе обучения. И для меня, как педагога, этот процесс проходит каждый раз заново, я постоянно открываю для себя новые варианты подачи материала, учусь оперативно выявлять фронт работ. Участие в Проекте учит мгновенной реакции, сопереживать, постоянно учиться и искать варианты, которые будут эффективными.
Наша работа в больнице позволяет детям продолжать и учиться, и участвовать во внеурочной жизни, отвлекая от болезни и негативных переживаний».
Шемчук Светлана Александровна
Учитель русского языка и литературы государственного бюджетного учреждения Калининградской области «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Детская областная больница Калининградской области» (г. Калининград, Калининградская область).
За многолетний опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья имеет благодарности от министра образования Российской Федерации О.Ю. Васильевой и министра здравоохранения РФ В.И Скворцовой, губернатора Калининградской области А.А. Алиханова, министра образования Калининградской области С.С. Трусеневой.
Цитата:«Школа вносит в жизнь больного ребёнка очень нужный для него повседневный режим, который помогает отвлечься от тревог, связанных с заболеванием. День мы начинаем с утреннего обхода, узнаем о состоянии здоровья каждого ребенка, о назначенных процедурах, корректируем расписание занятий и место их проведения. У нас небольшое отделение и небольшая школа, с индивидуальным подходом к каждому ребенку, к каждому родителю, у нас есть возможность общения и с классными руководителями наших ребят, с их одноклассниками.
Инновационная площадка на базе Калининградской областной детской больницы дала возможность реабилитации детей через образование. Тяжелая болезнь и долгое время нахождения в больнице не останавливают течение жизни детей, ребята не отстают от сверстников, общаются, с помощью образования помогают себе преодолевать болезнь».
Сми о номинации
ЛАУРЕАТЫ 2017 / ЛАУРЕАТЫ 2018 / ЛАУРЕАТЫ 2019 / ЛАУРЕАТЫ 2020 / ЛАУРЕАТЫ 2021