12+



Лаборатория междисциплинарных исследований
в области госпитальной педагогики





Открытие Лаборатории междисциплинарных исследований
в области госпитальной педагогики

Иллюстрация

Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем», модель которого впервые была представлена в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, реализуется при поддержке ведущих российских и зарубежных ученых, экспертного сообщества, и является площадкой многих актуальных и перспективных исследований.

Сегодня в рамках работы большой междисциплинарной команды в области обучения детей, находящихся на длительном лечении, накоплен значительный кадровый потенциал, - на флагманской площадке проекта работают 10 сотрудников, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, более 20 специалистов обучаются по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по программам магистратуры. Опыт работы и результаты исследований обобщены в нескольких десятках публикаций в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК России, в систему РИНЦ и другие системы цитирования, такая публикационная активность все возрастает. Тематика представлена на всех значимых конференциях в области медицины, педагогики, психологии, специальной педагогики и психологии.

Новым этапом развития проекта становится открытие в январе 2022 г. Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» при участии Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».



Заведующий лабораторией







Научные сотрудники лаборатории





Внештатные эксперты-рецензенты лаборатории




Проводится научно-исследовательская работа по теме

«Научно-методическое обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования».


Основные направления исследований лаборатории в 2022 году:

  • - анализ действующей российской модели госпитальной школы для обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому,


  • - анализ формирования российской практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому,


  • - анализ реализации конституционного права детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования.


Планируемые результаты работы по теме в 2022 году:

- научно-методическое обеспечение российской модели госпитальной школы:


  • - Аналитический отчет «Российская модель госпитальной школы»,


  • - Проект Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому.



Новости

Иллюстрация

Научные сотрудники и внештатные эксперты-рецензенты лаборатории принимают активное участие в работе Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. 18 февраля 2022 г. на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем».


Иллюстрация

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования сообщает о проведении 1-3 ноября 2022 г. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (далее – ФГБНУ ИВФ РАО) Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» (IV Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022).

Конференция состоится в рамках реализации ФГБНУ ИВФ РАО проекта «Научно-методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования» при участии Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» (ГБОУ Школа № 109 г. Москвы).

Конференция пройдет в гибридном формате, очное участие будет организовано в г. Москве на флагманской площадке Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» в ФГБУ «НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Минздрава России.


С подробной информацией о IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022 можно ознакомиться по следующей ссылке



Письмо Министерства просвещения РФ


Приложение к письму Министерства просвещения РФ


Иллюстрация

Более 100 выступлений и 4000 просмотров онлайн-трансляции – это итоги проведенной IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022

В Конференции приняли участие ведущие специалисты России и других стран в области госпитальной педагогики и образования в целом. Также оказали полную поддержку и выступили в качестве спикеров руководители Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Департамента образования и науки города Москвы и многие другие.

Конференция проходила в Москве на трех площадках: в Московском центре качества образования, в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Участниками зарегистрировались 930 человек, из которых 350 приняли очное участие.

Свои доклады представили не только специалисты флагманской и региональных площадок Проекта «УчимЗнаем» от Владивостока до Калининграда, но и иностранные коллеги из Республики Узбекистан, Республики Кыргызстан, Республики Беларусь и других стран.

Каждый из наших спикеров представил уникальный и передовой опыт в госпитальной педагогике, с которым мы рекомендуем ознакомиться всем специалистам и в образовании, и в здравоохранении. Выступления наших экспертов будут размещаться на социальных ресурсах Проекта «УчимЗнаем» и руководителя Проекта Сергея Витальевича Шарикова.
Следите за нашими новостями на сайте Конференции
Подробнее


Иллюстрация

Сотрудники и внештатные эксперты-рецензенты Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО (далее – Лаборатория) приняли участие во II Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей раннего возраста (World Conference on Early Childhood Care and Education (WCECCE)), которая состоялась в Республике Узбекистан с 14 по 16 ноября 2022 г.

Делегатами конференции стали представители 150 стран, собравшиеся в Ташкенте чтобы определить векторы развития дошкольного образования на основе лучших мировых социальных и педагогических практик. Не случайно конференция проходит в Республике Узбекистан, где накоплен уникальный опыт модернизации дошкольной системы образования и создано Министерство дошкольного образования. Открывая конференцию министр дошкольного образования Республики Узбекистан Агриппина Васильевна Шин поблагодарила всех собравшихся за участие в мероприятии и выразила надежду на продуктивную работу на благо детей дошкольного возраста всего мира.

Одним из обсуждаемых важных направлений развития дошкольного образования на конференции стала госпитальная педагогика. Как отметила ученый-исследователь из Великобритании, доктор психологии, член национального комитета HOPE, исследователь вопросов госпитальной педагогики и участник Всероссийской конференции «УчимЗнаем» – Заботливая школа» Марианти Пападимитру, дошкольники, находящиеся на длительном лечении, являются наиболее уязвимой группой, в обучении которой нельзя упустить ни одного дня, поскольку это может негативно сказаться на их развитии во все последующие годы. Одной из эффективных возможностей преодолеть сложную ситуацию стала внедряемая в различных станах и регионах РФ московская модель госпитальной школы, разработчиками которой являются ГБОУ Школа г. Москвы № 109 и Лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО.

Летом 2022 года при содействии Лаборатории, Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и международного общественного фонда «Zamin» (Узбекистан) на базе Центра детской гематологии, онкологии и клинической иммунологии г. Ташкента была открыта госпитальная школа «Mehrli Maktab». Несмотря на небольшой опыт, педагоги «Mehrli Maktab» активно делятся успешным опытом внедрения московской модели госпитальной школы в Республике Узбекистан. Важным шагом в развитии двустороннего сотрудничества России и Узбекистана стало подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан и Проектом госпитальных школ «УчимЗнаем». Как отметил руководитель Проекта «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков, «Мы вместе развиваем тематику госпитальной педагогики во имя благополучия детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах России и Узбекистана. Эта тема является очень важной, и не случайно три года назад тема дошкольной госпитальной педагогики стала ведущим направлением развития Проекта госпитальных школ России. Мы рады, что можем поделиться накопленным опытом на таком высоком уровне».

Итогом работы конференции станет Ташкентская декларация, которая будет определять международную повестку дня в области дошкольного образования до 2030 года, куда должно войти положение о праве на образование дошкольников, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, инициированное российской делегацией совместно с Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан.


Подробнее

Вебинары по подготовке выступлений на Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении
в медицинских организациях и на дому» (IV Всероссийская конференция с международным участием
«УчимЗнаем» - Заботливая школа - 2022)

Программный и организационный комитет Конференции, сотрудники Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики проводят открытые всероссийские вебинары для спикеров, посвященные вопросам подготовки тезисов и иных материалов выступлений.


7 сентября состоялся вебинар "Правила оформления тезисов. Публикационная этика автора". Спикерами стали Гусев Иван Алексеевич – руководитель службы развития кадрового потенциала проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, Лоскутов Александр Федорович – кандидат педагогических наук, ведущий специалист проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО, Курикалова Наталия Михайловна – методист проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ИВФ РАО.


Запись выступления 7 сентября 2022 г. доступна по ссылке


Презентация выступления доступна по ссылке


Участие в вебинаре приняли более 100 специалистов из различных регионов Российской Федерации.



14 сентября на флагманской площадке в НМИЦ им. Дмитрия Рогачева в рамках Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики состоялся вебинар для спикеров Конференции по вопросам подготовки материалов выступлений по теме: «Правила оформления презентаций к выступлениям. Форматы выступлений».


Сотрудники Лаборатории Иван Алексеевич Гусев и Александр Федорович Лоскутов рассказали о форматах, в которых пройдёт IV Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа по госпитальной педагогике. Так помимо докладов запланировано проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов и конкурс научно-исследовательских проектов студентов и аспирантов.


Запись выступления 14 сентября 2022 г. доступна по ссылке


Презентация выступления доступна по ссылке


Приложение: Информационное письмо о проведении вебинаров.


Иллюстрация

В преддверии 1 сентября идет активная подготовка к началу нового учебного года. Остаются считаные дни до того, как первый звонок позовет учеников госпитальных школ Проекта «УчимЗнаем» на занятия.

Команда Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики на базе ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» также готова к активной работе в этом учебном году.

Одним из ключевых направлений является подготовка к IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022. Сегодня вместе с коллегами мы обсуждали предстоящие задачи, а также предварительную программу мероприятия.

Напоминаем, что Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому» пройдет с 1 по 3 ноября 2022 года. В настоящий момент открыта регистрация по ссылке. Приглашаем всех желающих принять участие в качестве зрителей или рассмотреть для себя возможность выступить одним из спикеров Конференции.





Отдельные исследовательские темы в области госпитальной педагогики:


  • - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) детей, находящихся на длительном лечении.


  • - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности обучающихся, находящихся на длительном лечении.


  • - Воспитательная деятельность в госпитальной школе.


  • - Дошкольное образование в госпитальной школе.


  • - Проектирование образовательной среды госпитальной школы в целях благополучия детей, находящихся на длительном лечении.


  • - Подготовка кадров для госпитальной школы, в том числе научных кадров в рамках аспирантур и докторантур.


  • - Развитие профессионального самоопределения обучающихся, находящихся на длительном лечении.


  • - Коррекционно-развивающие занятия с детьми, находящихся на длительном лечении.


  • - Коррекционная педагогика в рамках модели госпитальных школ России «УчимЗнаем»: обучение детей с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни.



Библиотека госпитальной педагогики