4 октября в Москве в Государственном Кремлёвском дворце в 30-й раз
прошла торжественная церемония награждения победителей Всероссийского
конкурса «Учитель года России – 2019».
Праздничную церемонию открыла Министр просвещения Российской
Федерации Ольга Васильева. Она зачитала приветственные телеграммы
Президента РФ В. Путина и Председателя Правительства РФ Д. Медведева.
«Особые поздравления финалистам 30-го юбилейного Всероссийского
конкурса «Учитель года России». Этот успех – серьёзное профессиональное,
личное достижение, признание вашего педагогического таланта и мастерства.
Подчеркну, что ваша приверженность традициям отечественного
просвещения, увлечённость, владение современными, эффективными
методами обучения – в высшей степени востребованы», – указано в
приветствии, подписанном главой государства.
Сразу скажем, что главную победу в конкурсе одержала учитель
русского языка и литературы из Волгограда Лариса Арачашвили. Ей вручили
Большого хрустального пеликана. Но особые слова благодарности в этот
вечер прозвучали в адрес педагогов, обучающих детей, которым требуется
длительное лечение. Ольга Васильева подчеркнула важность работы
госпитальных педагогов и их особые профессиональные качества.
В этом году исполняется 5 лет реализации проекта «УчимЗнаем» по
созданию образовательной среды для тяжелобольных детей, находящихся на
длительном лечении в медицинских стационарах. Президент НМИЦ ДГОИ
им. Дмитрия Рогачёва Александр Румянцев напомнил, что сегодня в
госпитальных школах работают 5 тысяч учителей и такие школы работают
уже более чем в 30 регионах России: это и учителя, занимающиеся с детьми
непосредственно в больницах, и учителя обучающие детей на дому.
Третий год педагогическое сообщество госпитальных школ совместно
с организациями родителей детей с хроническими заболеваниями
представляют кандидатуры педагогов для награждения министром
просвещения РФ и министром здравоохранения РФ специальным призом «За
творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении» на
торжественной церемонии конкурса «Учитель года России». Критерием
становятся стабильно высокие результаты работы с тяжелобольными детьми
в медицинском стационаре, творческий подход к их обучению и личный
вклад в развитие госпитальной школы в своем субъекте и в целом по стране.
Важно отметить, что одним из критериев является и личное активное участие
в продвижении идей госпитальной педагогики, а также передаче опыта такой
работы коллегам, ну и, конечно, положительные отзывы детей и родителей.
Когда заболевает ребенок, жизнь семьи очень меняется. Ребенок
надолго покидает привычную среду, семью, детский сад, школу. Медики
делают все возможное, чтобы как можно скорее маленький человек вернулся
к прежней нормальной жизни. Сейчас это тысячи детей. И очень важно,
чтобы находясь долгие месяцы вдали от дома, каждый из них имел
возможность учиться, чтобы у него была такая же полноценная школьная
жизнь и, конечно, горящие глаза!
Благодаря Министру просвещения Российской Федерации номинации
«Госпитальный педагог» стало уделяться большое внимание. Многие
помнят, как когда-то учителя работали с детьми в больницах – почти
факультативно, эта тема оставалась словно бы на «задворках» профессии и
конечный результат вообще никого не интересовал. И уж, конечно, заманить
туда молодых специалистов было практически невозможно.
Все изменилось с тех пор, как по инициативе руководства Центра им.
Дмитрия Рогачева, московской школы №109 и Департамента образования и
науки Москвы родился проект «УчимЗнаем». Он сконцентрировался на
пациентах с тяжелыми онкогематологическими заболеваниями, которые
вынуждают маленьких пациентов долгое время оставаться в стационаре
клиники. Проект позволил привлечь внимание широкой общественности, от
руководителей государства до самых разных социальных слоев, к проблеме,
заставил заговорит о темах, которые обществом не принято было обсуждать.
Важно отметить поддержку главы Министерства просвещения РФ
Ольги Васильевой, которая с большим вниманием отнеслась к совместной
инициативе педагогов, врачей и психологов проекта, лично приехала во
флагманскую школу «УчимЗнаем», сумела понять и разглядеть, что за этим
стоит серьезная работа, нацеленная на результат.
По словам руководителя проекта «УчимЗнаем» Сергея Шарикова,
очень сложно выдвигать в номинацию премии всего несколько человек,
потому что абсолютно все, кто попал в проект и остался в нем – люди,
преданные профессии госпитального педагога, которую они сделали частью
своей жизни, своей миссией, и выполняют ее с удовольствием. За каждым из
номинантов стоит не только педагогическая, но и большая просветительская,
организаторская работа в регионе, во всей стране. Ведь проект дал мощный
толчок всей госпитальной педагогике России, и сегодня, благодаря
подвижнической совместной работе врачей и педагогов, это замечательное
дело шагнуло далеко за стены Центра Дмитрия Рогачева.
«Идее госпитальных школ больше 30 лет, – отметил один из
основателей проекта академик Александр Румянцев. – Мы медленно шли к
тому, чтобы переключить внимание тяжелобольных детей с их недуга и
плохого, тревожного состояния родителей исключительно на образование. И
нам это удалось вместе с выдающимися педагогами. Номинанты, которых вы
сейчас видите на сцене, представляют всю страну, потому что в 33-х регионе
России работают такие школы. Мы признательны вам за то, что мы теперь не
думаем, чем занимаются дети в больнице. Они учатся! Благодарю вас за
удивительный совместный труд!».
Стоит добавить, что в этом году специальным призом – статуэткой,
созданной именно для номинации «Госпитальный педагог» знаменитым
мультипликатором Юрием Норштейном, автором «Ёжика в тумане», были
отмечены Людмила Павловна Копенкина, учитель начальной школы № 4 в
детском онкогематологическом центре Областной детской клинической
больницы имени Н.Н. Силищевой (Астраханская область, город Астрахань),
Тимофей Анатольевич Разбегин, учитель-тьютор школы № 109 в
онкогематологическом центре Морозовской детской городской клинической
больницы (город Москва), Татьяна Николаевна Рачева, учитель математики
школы № 132 с углублённым изучением предметов естественно-
экологического профиля в онкогематологическом центре Краевой детской
клинической больницы (Пермский край, город Пермь), Дарья Андреевна
Платонова, учитель математики средней общеобразовательной школы № 22 в
детском отделении Московского областного онкологического диспансера
(Московская область, город Балашиха), Иван Юрьевич Долуев, учитель-
тьютор школы № 109 в НМИЦ ДГОИ Центр детской гематологии, онкологии
и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва (город Москва).
Педагогическое мастерство и мудрость всегда пользовались
безграничным уважением в нашей стране. Важно, что в среде госпитальных
педагогов немало и молодых, ярких учителей. И для каждого из нас День
учителя – это ещё одна возможность сказать самые тёплые слова
признательности, искренней благодарности всем, кого мы считаем своими
наставниками, кто помог определиться с будущим и выбрать цель в жизни.
Даже тому, кто находится вдали от дома и школы.