12+

Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Институт возрастной физиологии Российской академии образования»
Лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики

Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 109»
Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем»

Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии,
онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева»
Министерства здравоохранения Российской Федерации


I Межвузовская научно-практическая конференция
«Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы»



Москва, 20-22 апреля 2022 года
Конференция завершилась







Спикеры



Ямбург

Ямбург
Евгений Александрович

директор ГБОУ Школа №109, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, Заслуженный учитель Российской Федерации

Организационный и программный комитет




Доклады конференции



20 апреля



Курикалова Наталия Михайловна, кандидат филологических наук

«Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении в стационаре медицинского учреждения: проблемы и решения»


Колосова Елена Андреевна, кандидат социологических наук, доцент

«Трансформация чтения детей и подростков в России: по результатам сравнительного исследования 2006-2021 гг.»


Исаева Елена Рудольфовна, доктор психологических наук

«Виртуальная личность» или особенности психического развития детей и подростков»


Борисенко Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук

«Цифровое чтение: что говорят современные исследования и что делать школе?»


Рудик Елена Леонидовна

«Организация системной работы по развитию читательской грамотности: управленческий и методический аспекты»


Туманова Татьяна Володаровна, доктор педагогических наук; Филичева Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук

«Букварь «Учимся читать легко!» - в реалиях госпитальной школы»


Алмазова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор; Любимова Марина Михайловна, кандидат педагогических наук доцент; Лагутина Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

«IT-инструментарий в преодолении нарушений чтения: поддержка семьи и педагогов»


Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук профессор; Суханова Гульшат Назифовна

«Обучение студентов майнора методам развития читательской грамотности через создание разработок для учащихся госпитальных школ»



21 апреля



Курикалова Наталия Михайловна, кандидат филологических наук

«Цифровые инструменты для организации текстовой деятельности»


Долуев Иван Юрьевич, кандидат исторических наук

«Методическое сопровождение региональных площадок проекта: совместные мероприятия в рамках развития читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении»


Зорина Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук

«Квинтэссенция чтения: развитие высших психических функций, ценностно-смысловой сферы и работа с личностными вызовами ребенка с соматическими заболеваниями»


Каримулина Елена Геннадьевна, кандидат психологических наук

«Нейропсихология чтения: пути преодоления трудностей»


Адамян Луиза Игоревна, кандидат психологических наук

«Нейропсихология чтения: пути преодоления трудностей»


Адамян Елена Игоревна, кандидат филологических наук, Колосова Елена Борисовна

«Читательская компетентность ребенка в работе с текстом как с источником информации в цифровой среде»


Широва Мария Феликсовна, Башинская Ольга Андреевна

«Развитие читательской грамотности на уроках естественно-научного цикла (текстовая деятельность на уроках физики и химии в госпитальной школе)»


Гвоздикова Елена Ивановна

«Научный и художественный тексты как объекты чтения и понимания»


Смирнова Лилия Ильдаровна

«Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении»


Тюгаева Ирина Борисовна

«Приемы и формы активного вовлечения учеников и их родителей в проект «Семейное чтение. Книга в кругу семьи»


Полякова Елена Александровна

«Приемы и формы активного вовлечения учеников и их родителей в проект «Семейное чтение. Книга в кругу семьи»


Дрига Кристина Евгеньевна

«Реализация методической темы «Развитие читательской грамотности у детей, находящихся на длительном лечении» при организации и проведении мероприятий в рамках плана воспитательной работы в госпитальной школе»


Куртанова Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук

«Чтение как психологический ресурс для восстановления в период прохождения и после продолжительного лечения»


Иванова Ольга Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор

«Букварь «Технологии формирования читательской грамотности обучающихся: из опыта работы с педагогами и родителями детей, находящихся на длительном лечении»


Ростовская Антонина Евгеньевна

«Читательская практика как творческое понимание себя-в-мире (опыт учебной деятельности лаборатории сценических практик МПГУ)»



22 апреля

XII Педагогические чтения «Заботливая школа» флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» «Актуальные методические разработки по тематике госпитальной педагогики»




Стрейкмане Элина Романовна (ГМЦ, «Цифровая школа»)

Доклад «Городской образовательный проект «Осмысленное чтение»


Кузминич Наталья Анатольевна

«Роль выразительного чтения в формировании читательской грамотности»


Гринчук Анна Александровна

«Литературные пятиминутки на уроках английского языка как способ повысить мотивацию к чтению у детей, находящихся на длительном лечении»


Крымкова Марина Михайловна; Волкова Анна Валерьевна

«Развитие читательской грамотности на занятиях по внеклассному чтению на уроках английского языка. Опыт создания мультимедийного альманаха»


Березина Светлана Игоревна

«Использование фрейм технологий и технологии работы с парными текстами на уроках английского языка при формировании читательской грамотности»


Фролова Светлана Александровна

«Формирование интереса к чтению на занятиях по художественно-эстетическому развитию у детей дошкольного возраста, проходящих длительное лечение»


Мазаева Евгения Викторовна; Суркова Валентина Вячеславовна

«Формирование основ читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении, в проекте «Живая книга»


Боршевская Светлана Владимировна; Липейко Анастасия Игоревна; Клют Наталья Борисовна

«Использование рабочих листов для формирования читательской грамотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, находящихся на длительном лечении»


Морозова Светлана Николаевна; Елисеева Ольга Борисовна; Туманов Кирилл Игоревич

«Работа с «тихими» книгами как один из инструментов формирования читательской грамотности»


Манохина Инна Викторовна; Водчиц Татьяна Владимировна

«Развитие читательской грамотности в работе с художественным текстом на уроках литературного чтения с детьми 1 - 2 классов»


Засорина Ольга Петровна

«Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»


Игнашина Виктория Владимировна

«Формирование произвольного внимания детей младшего школьного возраста, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, как условие развития читательской грамотности»


Полякова Евгения Сергеевна; Старухина Татьяна Сергеевна

«Формирование навыка пересказа у детей, находящихся на длительном лечении, перенесших реконструктивно-пластические операции совместно с учителем-логопедом»


Баласанян Инна Львовна

«Формирование читательской и математической грамотности на этапах решения текстовых задач»


Захарова Юлия Валерьевна; Хрипкова Людмила Ивановна

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»


Овчинникова Елена Николаевна

«Развитие читательской грамотности на уроках математики в госпитальной школе»


Протасова Наталия Владимировна

«Внеурочная деятельность по математике как одна из форм развития смыслового чтения»


Батурина Екатерина Николаевна

«Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности на кружке «Юный криминалист»


Баранова Ольга Александровна

«Развитие смыслового чтения на мотивационно-целевом этапе урока при изучении химии в госпитальной школе»


Сеземин Илья Александрович

«Опыт применения парного текста на занятиях по биологии в 8 классе»


Зотов Андрей Сергеевич, кандидат биологических наук; Питякин Игорь Иванович

«Использование графических схем для развития смыслового чтения на уроках биологии в госпитальной школе»


Великсар Лариса Георгиевна

«Работа со сплошным и несплошным текстом на уроках географии»


Епифанов Евгений Анатольевич

«Особенности подбора учебных материалов для уроков истории в целях создания положительного эффекта прайминга у обучающихся»


Тищенко Людмила Вячеславовна; Битюцкая Ольга Васильевна

«Формирование навыков осмысленного чтения при подготовке учащихся к ГИА»


Мелещенко Наталья Викторовна

«Пирамида как стратегия послетекстовой деятельности на уроках русского языка и литературы»



О значении программ по развитию читательской грамотности

С момента создания в 2014 году проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» развитие читательской грамотности является важнейшим компонентом программ подготовки педагогов для работы с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах, одной из ключевых сквозных методических тем и необходимым условием для реализации образовательных программ в соответствии с высокими стандартами качества профессиональной деятельности.


Координатором данного направления является методист проектного офиса «УчимЗнаем» Курикалова Наталия Михайловна, кандидат филологических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, исполнительный представитель России в Европейской организации госпитальной педагогики (HOPE).


Под руководством Наталии Михайловны проводятся обучающие семинары с педагогами флагманской и региональных площадок проекта, мастер-классы в рамках программ профессиональных стажировок в субъектах Российской Федерации, организуется международное сотрудничество.

Данная тематика представлена в программах крупных конференций, в том числе Всероссийских конференций с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа, ежегодно проводятся значимые образовательные и воспитательные мероприятия и акции для обучающихся, находящихся на длительном лечении и их родителей, реализуются значимые проекты, такие как chitatzdorovo.uchimznaem.ru и другие.

Контактная информация для связи с организационным комитетом Конференции: gusev@uchimznaem.ru