I Межвузовская научно-практическая конференция

«Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы»

Москва, 20-22 апреля 2022 года

Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем»

Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Школа №109"

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева"

Департамент образования и науки города Москвы

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Видео

1 день

2 день

3 день

Frame 33

Спикеры

fb5f06f1399890390e4ee8a3d793e56d
Шариков Сергей Витальевич

Руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Почетный работник общего образования Российской Федерации, PhD, профессор

yamburg
Ямбург Евгений Александрович

Директор ГБОУ Школа №109, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, Заслуженный учитель Российской Федерации

27dc36586d0f315bafb044c2de342703
Курикалова Наталья Михайловна

Методист проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», кандидат филологических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, исполнительный представитель России в Европейской организации госпитальной педагогики (H.O.P.E.)

solovieva
Соловьева Татьяна Александровна

Директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», доктор педагогических наук

kondakov
Кондаков Александр Михайлович

Генеральный директор ООО "Мобильное электронное образование", доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

demakova
Демакова Ирина Дмитриевна

Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, доктор педагогических наук

obukhov
Обухов Алексей Сергеевич

Доцент Института образования НИУ Высшая школа экономики, профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук

adamyan
Адамян Луиза Игоревна

И.о. заведующего кафедрой психологической антропологии МПГУ, доцент, кандидат психологических наук

almazova
Алмазова Анна Алексеевна

Директор Института детства МПГУ, заведующий кафедрой логопедии, доктор педагогических наук, доцент

martynenko
Мартыненко Оксана Олеговна

Проректор по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета, директор Школы педагогики, кандидат химических наук

ivanova
Иванова Ольга Анатольевна

Профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук

Организационный и программный комитет

fb5f06f1399890390e4ee8a3d793e56d
Шариков Сергей Витальевич

Руководитель проекта “УчимЗнаем”, почетный работник общего образования РФ, PhD

6ced85248e9cba10315316c7d0f8ed7b
Гусев Иван Алексеевич

Руководитель Службы развития кадрового потенциала

7e4aeecf440a9b7b5abd170e72455eb3
Долуев Иван Юрьевич

Руководитель программ регионального развития проекта, кандидат исторических наук

79d6089b9db9868fcb7391b8eb7e0105
Лоскутов Александр Фёдорович

Руководитель методической группы молодых специалистов, кандидат педагогических наук

27dc36586d0f315bafb044c2de342703
Курикалова Наталия Михайловна

Методист региональной инновационной площадки, кандидат филологических наук

072c5e5a72ac34cf362ee9c16c91b21a
Зорина Екатерина Сергеевна

Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, кандидат психологических наук

e1821d3f65911ee06ae8c64fcf09b2c4
Лунин Виталий Викторович

Руководитель группы проектного офиса, технический директор проекта

Доклады конференции

20 апреля

«Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении в стационаре медицинского учреждения: проблемы и решения»

Курикалова Наталия Михайловна

кандидат филологических наук

«Трансформация чтения детей и подростков в России: по результатам сравнительного исследования 2006-2021 гг.»

Колосова Елена Андреевна

кандидат социологических наук, доцент

«Виртуальная личность» или особенности психического развития детей и подростков»

Исаева Елена Рудольфовна

доктор психологических наук

«Цифровое чтение: что говорят современные исследования и что делать школе?»

Борисенко Наталья Анатольевна

Кандидат филологических наук

«Организация системной работы по развитию читательской грамотности: управленческий и методический аспекты»

Рудик Елена Леонидовна

 

«Букварь «Учимся читать легко!» - в реалиях госпитальной школы»

Филичева Татьяна Борисовна

Доктор педагогических наук

Туманова Татьяна Володаровна

Доктор педагогических наук;

«IT-инструментарий в преодолении нарушений чтения: поддержка семьи и педагогов»

Алмазова Анна Алексеевна

Доктор педагогических наук, профессор

Любимова Марина Михайловна

Кандидат педагогических наук доцент

Лагутина Анастасия Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент

«Обучение студентов майнора методам развития читательской грамотности через создание разработок для учащихся госпитальных школ»

Обухов Алексей Сергеевич

кандидат психологических наук, профессор;

Суханова Гульшат Назифовна

Доклады конференции

21 апреля

«Цифровые инструменты для организации текстовой деятельности»

Курикалова Наталия Михайловна

кандидат филологических наук

«Методическое сопровождение региональных площадок проекта: мероприятия в рамках развития читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении»

Долуев Иван Юрьевич

кандидат исторических наук

«Квинтэссенция чтения: развитие высших психических функций, ценностно-смысловой сферы и работа с личностными вызовами ребенка с соматическими заболеваниями»

Зорина Екатерина Сергеевна

кандидат психологических наук

«Нейропсихология чтения: пути преодоления трудностей»

Каримулина
Елена Геннадьевна

кандидат психологических наук

«Читательская компетентность ребенка в работе с текстом как с источником информации в цифровой среде»

Адамян Луиза Игоревна,
Колосова Елена Борисовна

кандидаты филологических наук

«Развитие читательской грамотности на уроках естественно-научного цикла (текстовая деятельность на уроках физики и химии в госпитальной школе)»

Широва Мария Феликсовна, Башинская Ольга Андреевна

кандидат психологических наук

«Научный и художественный тексты как объекты чтения и понимания»

Гвоздикова Елена Ивановна
«Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении»

Смирнова Лилия Ильдаровна
«Приемы и формы активного вовлечения учеников и их родителей в проект «Семейное чтение. Книга в кругу семьи»

Тюгаева Ирина Борисовна
«Приемы и формы активного вовлечения учеников и их родителей в проект «Семейное чтение. Книга в кругу семьи»

Полякова Елена Александровна

 

«Реализация методической темы «Развитие читательской грамотности у детей, на длительном лечении» при проведении мероприятий в рамках работы в госпитальной школе»

Дрига Кристина Евгеньевна

 

«Чтение как психологический ресурс для восстановления в период прохождения и после продолжительного лечения»

Куртанова Юлия Евгеньевна

кандидат психологических наук

«Букварь «Технологии формирования читательской грамотности обучающихся: из опыта работы с педагогами и родителями детей, находящихся на длительном лечении»

Иванова Ольга Анатольевна
«Реализация методической темы «Развитие читательской грамотности у детей, на длительном лечении» при проведении мероприятий в рамках работы в госпитальной школе»

Дрига Кристина Евгеньевна
«Читательская практика как творческое понимание себя-в-мире (опыт учебной деятельности лаборатории сценических практик МПГУ)»

Ростовская Антонина Евгеньевна

Доклады конференции

22 апреля

Доклад «Городской образовательный проект «Осмысленное чтение»

Стрейкмане Элина Романовна

(ГМЦ, «Цифровая школа»)

«Роль выразительного чтения в формировании читательской грамотности»

Кузминич Наталья Анатольевна
«Литературные пятиминутки на уроках английского языка как способ повысить мотивацию к чтению у детей, находящихся на длительном лечении»

Гринчук Анна Александровна
«Использование фрейм технологий и технологии работы с парными текстами на уроках английского языка при формировании читательской грамотности»

Березина
Светлана Игоревна
«Формирование интереса к чтению на занятиях по художественно-эстетическому развитию у детей дошкольного возраста, проходящих длительное лечение»

Фролова
Светлана Александровна
«Формирование основ читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста, находящихся на длительном лечении, в проекте «Живая книга»

Мазаева Евгения Викторовна; Суркова Валентина Вячеславовна
«Использование рабочих листов для формирования читательской грамотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, находящихся на длительном лечении»

Боршевская Светлана Владимировна;
Липейко Анастасия Игоревна;
Клют Наталья Борисовна
«Работа с «тихими» книгами как один из инструментов формирования читательской грамотности»

Морозова Светлана Николаевна;
Елисеева Ольга Борисовна;
Туманов Кирилл Игоревич
«Развитие читательской грамотности в работе с художественным текстом на уроках литературного чтения с детьми 1 - 2 классов»

Манохина Инна Викторовна;
Водчиц Татьяна Владимировна
«Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»

Засорина
Ольга Петровна
«Формирование произвольного внимания детей младшего школьного возраста, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, как условие развития читательской грамотности»

Игнашина
Виктория Владимировна
«Формирование навыка пересказа у детей, находящихся на длительном лечении, перенесших реконструктивно-пластические операции совместно с учителем-логопедом»

Полякова Евгения Сергеевна;
Старухина Татьяна Сергеевна
«Формирование читательской и математической грамотности на этапах решения текстовых задач»

Баласанян
Инна Львовна
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»

 


Захарова Юлия Валерьевна;
Хрипкова Людмила Ивановна
«Развитие читательской грамотности на уроках математики в госпитальной школе»

 


Овчинникова
Елена Николаевна
«Внеурочная деятельность по математике как одна из форм развития смыслового чтения»

Протасова
Наталия Владимировна
«Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности на кружке «Юный криминалист»

 


Батурина
Екатерина Николаевна
«Развитие смыслового чтения на мотивационно-целевом этапе урока при изучении химии в госпитальной школе»

 


Баранова
Ольга Александровна
«Опыт применения парного текста на занятиях по биологии в 8 классе»

Сеземин
Илья Александрович
«Использование графических схем для развития смыслового чтения на уроках биологии в госпитальной школе»

 


Зотов Андрей Сергеевич
Питякин Игорь Иванович
«Работа со сплошным и несплошным текстом на уроках географии»

 


Великсар
Лариса Георгиевна
«Особенности подбора учебных материалов для уроков истории в целях создания положительного эффекта прайминга у обучающихся»


Епифанов
Евгений Анатольевич
«Формирование навыков осмысленного чтения при подготовке учащихся к ГИА»

 


Тищенко Людмила Вячеславовна; Битюцкая Ольга Васильевна
«Пирамида как стратегия послетекстовой деятельности на уроках русского языка и литературы»

 


Мелещенко
Наталья Викторовна

О значении программ по развитию читательской грамотности

С момента создания в 2014 году проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» развитие читательской грамотности является важнейшим компонентом программ подготовки педагогов для работы с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах, одной из ключевых сквозных методических тем и необходимым условием для реализации образовательных программ в соответствии с высокими стандартами качества профессиональной деятельности.

Координатором данного направления является методист проектного офиса «УчимЗнаем» Курикалова Наталия Михайловна, кандидат филологических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, исполнительный представитель России в Европейской организации госпитальной педагогики (HOPE).

Под руководством Наталии Михайловны проводятся обучающие семинары с педагогами флагманской и региональных площадок проекта, мастер-классы в рамках программ профессиональных стажировок в субъектах Российской Федерации, организуется международное сотрудничество.

Данная тематика представлена в программах крупных конференций, в том числе Всероссийских конференций с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа, ежегодно проводятся значимые образовательные и воспитательные мероприятия и акции для обучающихся, находящихся на длительном лечении и их родителей, реализуются значимые проекты, такие как chitatzdorovo.uchimznaem.ru и другие.